info@syntone.ru   +7 (495) 507-8793

Тренинг-Центр Синтон

Лучшие тренинги России

Archive

  1. Онтогенез Речи

    Комментарии к записи Онтогенез Речи отключены

    Онтогенез речи

    «Говорящие животные»
    Несмотря на многочисленные попытки обучения животных языку, животные оказались неспособными общаться на уровне более высоком, чем двухгодовалый ребенок. Среди самых известных «говорящих животных»: горилла Коко, шимпанзе-бонобо Канзи, шимпанзе Вики, шимпанзе Вашо, шимпанзе Чимпски, шимпанзе Лана, обезьяна Сара, дельфин Элвар, дельфины Феникс и Акекамаи.

    Критический возраст
    Дети, лишённые человеческого общения, могут адаптироваться к социуму даже в том случае, если они возвращаются в общество будучи старше 6 лет (но не позднее 12 лет).

    Речевое развитие ребенка
    Ребёнок без специального обучения со стороны взрослых осваивает язык к четырём годам. На доречевом этапе у него наблюдаются крик, гуление, лепет и модулированный лепет. Развитие фонематического слуха позволяет ребёнку усваивать фонемы. В полтора года у него появляются звукоподражательные слова, к двум годам — двусловные фразы и начинается освоение грамматики. К трём годам словарь ребёнка увеличивается многократно.

    Ошибки при освоении языка
    При освоении языка ребёнок делает множество ошибок, которые обусловлены тем, что он пытается применить ко всему говоримому наиболее общие правила. Возникает даже так называемый «промежуточный язык». Многие ошибки детей типичны, и зависят от их возраста и уровня языкового развития. Словотворчество детей отражает творческий характер усвоения языка и также подчиняется определённым закономерностям.

    Синтаксис детской речи
    Освоение синтаксиса начинается с однословных предложений, затем появляются двусоставные, где можно выделить «опорные» слова и слова «открытого класса».

    Овладение значением слова
    Овладение значением слова начинается с вычленения наглядного компонента (фоносемантического), затем слово становится для ребёнка более конкретным, и только по мере освоения предметного мира в общении со взрослыми ребёнок проникает в смысловую природу слова. Интериоризация значений слов происходит в общении и деятельности.

    Изучение детской речи
    В психолингвистике последних лет детская речь выделилась в отдельную отрасль: онтогенез речи (детская речь) или онтолингвистика, developmental psycholinguistics. По этой проблеме проводятся международные симпозиумы, пишутся специальные учебники.

    Порождение речи
    Процесс производства речи практически ненаблюдаем — и поэтому достаточно сложен для описания. Большое количество моделей построено на основании оговорок и пауз в речи. Трансформационно-генеративная грамматика Н. Хомского предполагает, что человек оперирует определенными правилами, позволяющими ему развернуть глубинную структуру в поверхностную.
    С психологической точки зрения процесс порождения речи заключается в том, что говорящий по определённым правилам переводит свой мыслительный (неречевой) замысел в речевые единицы конкретного языка. При этом человек оперирует не статистическими закономерностями языка, а смысловыми единицами, которые обусловливаются коммуникативным замыслом. Существующая у человека внутренняя речь предикативна, свёрнута и образна. Лишь выбор грамматической конструкции и подбор лексических единиц делают мысли человека доступными окружающим. Мысль совершается в слове (Л. С. Выготский). Речь тем самым представляет собой деятельность по вербализации образов сознания человека.

    Восприятие речи
    Восприятие речи — это процесс извлечения смысла, находящегося за внешней формой речевых высказываний. Обработка речевых сигналов проходит последовательно. Восприятие формы речи требует знания лингвистических закономерностей ее построения.
    Восприятие письменной речи осуществляется скачкообразными (саккадическими) движениями глаз. Даже если слова несут ошибку, но напоминают слова, знакомые реципиенту, они воспринимаются как знакомые. Восприятие неосознаваемо как акт восприятия формы — это почти всегда переход сразу к семантике. Однако, в том случае, если значение слова конкурирует с его формой, возникает затруднение при чтении. Важную роль в восприятии слова играет его многозначность, при этом в процессе восприятия слово соотносится с другими словами того же семантического поля.
    При восприятии фраз реципиент может испытывать затруднение в том случае, если имеется неоднозначность в их толковании. Для реципиента не важно, в какой синтаксической форме предъявляется фраза.
    Воспринимая речь, человек соотносит сказанное с действительностью, со своими знаниями о ней, со своим опытом. Человек может восстанавливать пропущенные фрагменты, черпая информацию из своего сознания. В процессе восприятия человек активен, выдвигает гипотезы относительно дальнейшего содержания и осуществляет смысловые замены. Психолингвистика восприятия текста близка библиопсихологии, которую разрабатывал Н. А. Рубакин.

  2. Ощущение

    Комментарии к записи Ощущение отключены

    Ощущение (англ. sensation) — психическое отражение свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств, дифференцированное восприятие субъектом внутренних или внешних стимулов и раздражителей при участии нервной системы.

    В психологии ощущения считаются первой стадией ряда биохимических и неврологических процессов, которая начинается с воздействия внешней (окружающей) среды на рецепторы сенсорного органа (то есть органа ощущения) и затем ведёт к перцепции, или восприятию (распознаванию).
    В советско-российской психологической школе принято считать «ощущение» и «чувство» синонимами, однако это не всегда верно для других психологических школ. Другой эквивалент термину «ощущения» — сенсорные процессы.

    Сенсорные ощущения

    Животные способны воспринимать следующие типы стимулов

    атмосферное давление

    химическое вещество

    влажность

    механическое напряжение

    повреждение тканей

    осмотическое давление

    свет

    положение тела

    температура

    электромагнитное излучение

    Виды человеческих ощущений

    В разных школах по-разному относятся к проблеме сенсорных процессов. Б. Г. Ананьев в работе «Теория ощущений» выделил наибольшее число ощущений (12). Видов рецепторов у животных больше.

    Дистантные ощущения

    Зрение

    Слух

    Обоняние

    Контактные ощущения

    Вкус

    Осязание

    Боль

    Температурные ощущения

    Вибрационные ощущения

    Глубинные ощущения

    Чувствительность от внутренних органов

    Мышечная чувствительность

    Вестибулярная чувствительность

    Ощущения 1 — 4 порядков

    В работах известного С-Петербургского философа И. В. Николаева упоминаются ощущения 4-го порядка и, соответственно, 1-го, 2-го и 3-го.
    Ощущениями 1 порядка называются ощущения предметов и их свойств,
    2 порядка — ощущения образов предметов,
    3 — «обманывающие», в терминологии Николаева И. В., ощущения, фальсифицирующие отражение предметов и их связей, специально организованные для обмана людей на чувственном уровне. Например, ощущение фальшивых монет, продуктов, документов и т. п.
    Ощущения 4-го порядка — «разоблачающие» ощущения.

    Основатель психологической теории Гумбольт, считает ощущение единицей мышления.

  3. Онтогенез

    Комментарии к записи Онтогенез отключены

    Онтогенез (от греч. on,. род. падеж ontos — сущее, genesis — рождение, происхождение) — процесс развития индивидуального организма. Термин «онтогенез» впервые был введен Э. Геккелем в 1866 году. В ходе онтогенеза происходит процесс реализации генетической информации, полученной от родителей.

    В психологии онтогенез — формирование основных структур психики индивида в течение его детства; изучение онтогенеза — главная задача детской психологии.

    С позиций отечественной психологии основное содержание онтогенеза составляет предметная деятельность и общение ребенка (прежде всего совместная деятельность — общение со взрослым). Ребенок «вращивает», «присваивает» социальные, знаково-символические структуры и средства этой деятельности и общения, на основе чего и формируется его сознание и личность. Общим для отечественных психологов является также понимание формирования психики, сознания, личности в онтогенезе как процессов социальных, осуществляющихся в условиях активного, целенаправленного воздействия со стороны общества.

    На любом поступке человека сказывается предшествующий онтогенез личности. Но между поступками и онтогенезом нет простых отношений следствия и причины. Поступки человека определяются уже не только онтогенезом личности, но и онтогенезом организма человека, онтогенезом групп и организаций, в которых человек действует, и онтогенезом техники, которую он использует.

    С одной стороны, онтогенез личности идет через изменение количества социально-психических структур и связей между ними, а с другой стороны, он идет за счет совершенствования, усложнения каждой такой структуры в отдельности или за счет разрушения ее.

    Представить онтогенез личности можно состоящим из следующих характерных этапов.

    1. Младенческий этап. Происходит принудительно.
    2. Детский этап. Происходит также принудительно с небольшой добавкой спонтанности.
    3. Подростковый этап. Происходит, в основном, спонтанно, хотя значительна и принудительная составляющая.
    4. Молодежный этап. Идет, чаще целенаправленно, достаточно часто спонтанно, иногда принудительно. Императив гармонии личности становится определяющим. Он вынуждает человека конфликтовать с социальным окружением. Это развитие чаще всего заканчивается кризисом и частичным разрушением структуры личности.
    5. Взрослый этап. Идет чаще целенаправленно. Реже — принудительно. Совсем редко — спонтанно. Гармония личности устойчива, подвергается лишь легким коррекциям.
    6. Старческий этап. Идут лишь незначительные качественные изменения. Структура личности либо разрушается, либо сохраняется в жесткой форме, несоотносимой с социальным окружением.

  4. Олигофрения

    Комментарии к записи Олигофрения отключены

    Олигофрения (от греч. oligos — немногий, незначительный, phren — ум) — врожденное или рано приобретенное (в первые 3 года жизни) слабоумие, выражается в недоразвитии всей психики, но преимущественно интеллекта. Олигофрения широко распространенна во всем мире — это 1 — 3% населения.

    Интеллектуальный дефект при олигофрении может иметь различную степень тяжести, в соответствии с которой выделяют три группы: идиотию (IQ не больше 20), имбицильность (IQ = 20-50) и дебильность (IQ = 50-70). Однако между ними не чётких границ и существуют промежуточные состояния.

    К олигофрении не следует относить врожденные или возникающие в детстве заболевания, сопровождающиеся слабоумием, остаточные явления раннего органического поражения головного мозга, а также вторичные задержки развития, обусловленные различными физическими дефектами, поражением речи, слуха и т. д. Олигофренами не являются малоодаренные дети и дети с временной задержкой развития в связи с истощающими заболеваниями или вследствие неблагоприятных условий среды и воспитания (социальная и педагогическая запущенность).

    При олигофрении свойственны общие признаки психического недоразвития. Во-первых, слабоумие «тотально»: страдает не только познавательная деятельность, но и личность в целом. Обнаруживаются признаки недоразвития не только интеллекта и мышления, но и других психических функций (восприятие, память, внимание, речь, моторика, эмоции, воля и т. д.). Во-вторых, при олигофрении, наблюдается преимущественное недоразвитие мышления и речи. Олигофрения проявляется в слабости абстрактного мышления, неспособности к обобщению, к отвлеченным ассоциациям, преобладании сугубо конкретных связей, не выходящих за пределы привычных представлений. При олигофрении наблюдается слабость абстрактного мышления и нарушения восприятия, внимания, памяти. Критика снижена, мимика недоразвита. Олигофрения нередко сопровождается пороками развития отдельных органов и систем. Эти пороки иногда настолько типичны, что позволяют поставить диагноз еще до проявлений психического недоразвития. Пороки физического развития при олигофрении чаще наблюдаются при внутриутробном поражении, причем наиболее грубые системные аномалии связаны с более ранними сроками поражения или патологией хромосомного аппарата.

    В последние годы отмечается некоторое увеличение количества людей с симптомами олигофрении. Это объясняется ростом общей продолжительности жизни, а также большей выживаемостью детей с пороками развития, благодаря успехам медицины. Имеет значение и более точный, чем прежде, учет олигофренов во многих странах.

  5. Отношение

    Комментарии к записи Отношение отключены

    Отношение — философская категория или научный термин (научное понятие), обозначающие любое относительное понятие, реальным коррелятом которого является определенное соотнесение (связь) двух и более предметов.

    Отношение в социологии, психологии, антропологии — связь или взаимодействие людей или их сообществ между собой или характерная направленность их действий («отношение партии к крестьянству»). Существуют межличностные отношения, человеческие отношения, половые отношения, отношения между мужчиной и женщиной, социальные отношения, экономические отношения, родственные отношения, международные отношения, дипломатические отношения.

    В зависимости от доминирования полушария мозга, обозначаются следующие отношения к объекту (явлению):

    Эмоциональное (вера) — правополушарное
    Логическое (аналитическое) — левополушарное.

    В ходе онтогенеза, как правило, эмоциональное отношение полностью либо частично сменяется аналитическим.

    Обще́ственные отноше́ния (социа́льные отноше́ния) — различные взаимодействия, урегулированные социальными нормами, между двумя или более людьми, каждый из которых имеет социальную позицию, и осуществляет социальную роль. Социологи считают общественные отношения высшей формой социальных явлений по сравнению с поведением, действием, социальным поведением, социальным действием и социальным взаимодействием.

    Можно утверждать, что общественные отношения возникают:

    между людьми как частью социальной группы;

    между группами людей;

    между отдельными людьми и группами людей.

    Проблемы определения отношения
    Несмотря на то, что термин «социальные отношения» является широко употребимым, но ученые ещё не пришли к единому выводу о понятии социального отношения. Встречаются такие определения:

    Общественные отношения (социальные отношения) — отношения людей друг к другу, складывающиеся в исторически определенных общественных формах, в конкретных условиях места и времени.

    Общественные отношения (социальные отношения) — отношения между социальными субъектами по поводу их равенства и социальной справедливости в распределении жизненных благ, условий становления и развития личности, удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей.

  6. Общая Психология

    Комментарии к записи Общая Психология отключены

    Общая психология — наука о порождении, развитии и функционировании многомерного мира психических явлений, обеспечивающих регуляцию поведения человека и животных в ходе эволюции жизни на нашей планете. Как рождается психика? Какими путями психологи проникают в загадочный мир человеческой души? Какие механизмы лежат в основе восприятия действительности? Как научиться не только запоминать, но и забывать? Почему мы замечаем одни вещи и не видим другие? Какие осознаваемые и неосознаваемые мотивы определяют поведение людей? В чем заключается механизм развития творчества и воображения? Каковы закономерности общения в мире людей и животных? Как овладеть своими эмоциями?

    На эти и многие другие вопросы отвечает общая психология, из лона которой вырастают как основные научные течения психологии (психоанализ, гештальтпсихология, гуманистическая психология, культурно-историческая психология и др.), так и различные психологические отрасли (детская психология, социальная психология, клиническая психология, инженерная психология и психология труда, психофизиология и педагогическая психология). Общая психология неразрывно связана с психологией личности. Без общей психологии психолог превращается во всадника без головы.

    Общая психология — раздел психологии, обобщающий теоретические и экспериментальные психологические исследования, интегрирующий психологические знания, изучающий наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категориальный строй в их современном состоянии и историческом развитии. Результаты исследований в области общей психологии являются фундаментальной основой всех отраслей психологической науки. Общая психология имеет важное значение для других наук: философии, социологии, физиологии, информатики, языкознания, педагогики, искусствоведения, юриспруденции.

    Теоретическая часть подготовки по общей психологии включает углубленное изучение конкретных тематических разделов, современных направлений отечественных и зарубежных психологических исследований, истории психологии, методологических основ и проблем психологии. Практическая часть обучения общей психологии включает в себя освоение современных методов научно-исследовательской работы, преподавательской и практической деятельности.

remove adware from browser