info@syntone.ru   +7 (495) 507-8793

ПЛАТОНОВ Ю. «ГРУППОВЫЕ ЭФФЕКТЫ»

АВТОР: ПЛАТОНОВ Ю.
Самыми разными гранями своей психики люди реагируют на окружающих.Поэтому наиболее популярным является определение социальной психологии какнауки, которая пытается понять и объяснить, какое влияние оказывает на мысли,чувства и поведение индивидов действительное, воображаемое или предполагаемоеприсутствие других. Реакция человека на присутствие других проявляется в видевеера самых разнообразных эффектов.

Групповые эффекты — это механизмы функционирования группы,посредством которых осуществляются групповые процессы и достигаются групповыесостояния. Они являются средствами, обеспечивающими интеграцию индивидуальныхдействий в совместной групповой деятельности и общении. Здесь мы рассмотрим 15основных групповых эффектов:

  1. Эффект социальной фасилитации (ингибации).
  2. Эффект «принадлежность к группе».
  3. Эффект Рингельмана.
  4. Эффект «синергии».
  5. Эффект «группомыслия».
  6. Эффект «конформизма».
  7. Эффект «моды» (подражания).
  8. Эффект «ореола».
  9. Эффект «группового фаворитизма».
  10. Эффект «группового эгоизма».
  11. Эффект «маятника».
  12. Эффект «волны».
  13. Эффект «пульсара».
  14. Эффект «бумеранга».
  15. Эффект «мы — они».

Эффект социальной фасилитации. Эффект связан с усилением доминантныхреакций в присутствии других. Открыл этот эффект Норман Триплет в 1897 году.Эксперимент Триплета заключался в изучении результатов влияния ситуациисоревнования на изменение скорости велосипедиста и сравнении их с результатами,полученными в одиночной гонке. Триплет установил, что велогонщики показываютлучшее время, когда соревнуются друг с другом, а не с секундомером, и сделалвывод о том, что присутствие других побуждает людей к более энергичнымдействиям.

Эффект присутствия других может как усиливать, так и снижать мотивациючеловека. Например, присутствие других снижает эффективность деятельностичеловека при заучивании бессмысленных слогов, при прохождении лабиринта и прирешении сложных примеров на умножение.

Повышенное социальное возбуждение способствует доминирующей реакции. Однакотогда, когда известен алгоритм решения и правильного ответа человек не видит,социальное возбуждение, т. е. бессознательная реакция на присутствие других,затрудняет умственные операции (анализ, синтез, установлениепричинно-следственных связей) и приводит к неправильному решению. Вниманиечеловека переключается с решения задачи на окружающих людей. При решении жепростых задач реакция является врожденной или хорошо усвоенной. Присутствиедругих людей оказывается сильнейшим стимулятором и способствует правильномурешению.

Социальный психолог Д. Майерс считает, что определяющими факторами такогорода реакций являются:

  • количество окружающих людей. Воздействие других возрастает с увеличением их количества. Человек гораздо сильнее возбуждается в окружении большого количества людей;
  • взаимоотношения симпатии или антипатии внутри группы;
  • значимость окружающих людей для человека;
  • степень пространственной близости между людьми. Социальное возбуждение тем сильнее, чем теснее друг к другу располагаются люди.

Эффект принадлежности к группе. Английский психолог МакДугалл в 1908 г. в своей книге «Социальная психология» среди других инстинктов выделил чувство принадлежностик группе людей.

Английские психологи Г. Тежфел и Дж. Тернер в конце 70-х годов изучалипроцесс осознания индивидом принадлежности к группе, обозначив его термином«групповая идентификация». Они создали теорию социальной идентичности, основныеположения которой заключаются в следующем: человек, отождествляя себя скакой-либо группой, стремится оценить ее положительно, поднимая таким образомстатус группы и собственную самооценку.

Групповая идентичность является установкой на принадлежность к определеннойгруппе. Как и любая установка, она состоит из трех компонентов — когнитивного,эмоционального и поведенческого — и регулирует поведение человека в группе.

Когнитивный компонент заключается в осознании человекомпринадлежности к группе и достигается путем сравнения своей группы с другимигруппами по ряду значимых признаков. Таким образом, в основе групповойидентичности лежат когнитивные процессы познания (категоризации) окружающегосоциального мира.

Эмоциональный компонент неразрывно связан с когнитивным компонентом.Эмоциональная сторона идентичности заключается в переживании своейпринадлежности к группе в форме различных чувств — любви или ненависти,гордости или стыда.

Поведенческий компонент проявляется тогда, когда человек начинаетреагировать на других людей с позиций своего группового членства, а не спозиций отдельной личности, с того момента, когда различия между своей и чужимигруппами становятся заметными и значимыми для него.

Эффект Рингельмана. По мере увеличения количества членов, в группепроисходит уменьшение среднего индивидуального вклада в общегрупповую работу.Открыл данный эффект ученик В. Меде Макс Рингельман. Он обнаружил, что коллективнаяработоспособность группы не превышает половины от суммы работоспособности еечленов, т. е. члены группы фактически менее мотивированы и прилагают меньшеусилий при выполнении совместных действий, чем при выполнении индивидуальныхдействий. М. Рингельман экспериментировал с поднятием тяжестей группой иотдельными людьми. Оказалось, что если продуктивность одного человека принятьза 100%, то двое вместе в среднем поднимут вес, который не в два раза больше, асоставляет лишь 93% суммарного веса, поднятого двумя отдельно работающимилюдьми. «Коэффициент полезного действия» группы из трех человек окажется равным85%, а из восьми человек — только 49%. Рингельман предложил формулу дляопределения среднего индивидуального вклада участников в группах разнойвеличины:

С = 100 — 7 * (К-1),

где С — средний индивидуальный вклад участников; К — количество членовгруппы.

Б. Латайне в 1979 году описал феномен невмешивающегося свидетеля. Проведясерию разнообразных экспериментов, он доказал, что само число свидетелейтрагического происшествия препятствует оказанию помощи со стороны кого-либо изних. Жертва несчастного случая с меньшей вероятностью дождется помощи, если заее страданиями наблюдает большое число людей. Обнаружена следующаязакономерность: вероятность получения помощи выше, если человек находится вмалой группе, и гораздо ниже, если он находится в окружении большого числалюдей.

Факторами социальной лени являются:

  • наличие индивидуальной ответственности за результаты своего труда. Чем выше ответственность, тем ниже социальная лень;
  • групповая сплоченность и дружеские отношения. Люди в группах меньше бездельничают, если они друзья, а не чужие друг другу люди;
  • численность группы. Чем больше численность группы, тем выше социальная лень;
  • кросс-культурные различия. Члены коллективистических культур проявляют меньше социальной лени, чем члены индивидуалистических культур;
  • гендерные различия. Женщины в меньшей степени проявляют социальную лень, чем мужчины.

Эффект «синергии». Это прибавочная интеллектуальная энергия, котораявозникает при объединении людей в целостную группу и выражается в групповомрезультате, который превышает сумму индивидуальных результатов, т. е. отвечаеттребованию 1+1>2. Этот групповой эффект изучал В. М. Бехтерев. В его работахи работах М. В. Ланге установлено, что группа по успешности в работедействительно может превосходить индивидуальную успешность отдельных людей.Это проявляется не только в интеллектуальной сфере, но и в повышениинаблюдательности людей в группе, точности их восприятия и оценок, объеме памятии внимания, эффективности решения сравнительно простых задач, не требующихсложного и согласованного взаимодействия. Однако при решении сложных задач,когда необходимы логика и последовательность, «особо одаренные люди», по терминологииБехтерева, могут превосходить среднегрупповые достижения.

Наиболее ярко эффект «синергии» проявляется при проведении «брейнсторминга»— «мозговой атаки», когда группе необходимо предложить много новых идей без ихкритического анализа и логического осмысления.

Эффект группомыслия. Это способ мышления, приобретаемый людьми вситуации, когдапоиск согласия становится настолько доминирующим всплоченной группе, что начинает пересиливать реалистическую оценку возможныхальтернативных действий.Открытие этого феномена и изобретение термина«группомыслие» (groupthink), или«огруппление мышления», принадлежит американскому психологу Ирвингу Джанису.Эффект «группомыслия» возникает в ситуации, когда критерием истинности служитсплоченное мнение группы, которое противопоставляется мнению отдельногочеловека. В том случае, когда члены группы сталкиваются с угрозой разногласий,споров и конфликтов, они стараются уменьшить групповой когнитивный диссонанс иустранить возникшие при этом негативные чувства, пытаясь найти решение,устраивающее всех, даже если это решение не будет объективным и разумным сточки зрения каждого отдельного члена группы.

Обычно для группы, вовлеченной в подобную стратегию принятия решений, поискконсенсуса становится столь важен, что члены группы добровольно отказываются откаких-либо сомнений и возможностей взглянуть на задачу новым, оригинальным,нетрадиционным взглядом. Отдельные члены группы могут даже превратиться всвоеобразных «стражей мысли», быстро фиксирующих и жестко наказывающих любоеинакомыслие.

Таким образом, человек зависим от группы в своих контактах с окружающиммиром, в подавляющем большинстве случаев он склонен уступать группе. Дажесенсорная информация человека может быть искажена социальным давлением.

Эффект конформизма. В 1956 году Соломон Эш применил термин«конформизм» и описал результаты своих экспериментов с подставной группой инаивным испытуемым. Группе из семи человек предложили участвовать в опыте поизучению восприятия длины отрезков. Необходимо было определить, какой из трехотрезков, нарисованных на плакате, соответствует эталонному. На первом этапеподставные испытуемые в одиночестве давали, как правило, верный ответ. Навтором этапе группа собиралась вместе и члены группы давали ложный ответ, чтобыло неизвестно наивному испытуемому. Своим категорическим мнением члены группыоказывали давление на мнение испытуемого. По данным Эша, 37% его испытуемыхприслушались к мнению группы и проявили конформизм. Изучение эффектаконформизма весьма популярно в социальной психологии. Выделяют несколькоусловий возникновения конформизма:

  • тип личности: люди с заниженной самооценкой больше подвержены групповому давлению, нежели люди с завышенной самооценкой;
  • численность группы: наибольшую степень конформизма люди проявляют тогда, когда сталкиваются с единодушным мнением трех и более человек;
  • состав группы: конформность повышается, если, во-первых, группа состоит из экспертов, во-вторых, члены группы являются значительными людьми для человека, в-третьих, члены группы принадлежат к одной социальной среде;
  • ловушка «группомыслия» среди людей;
  • сплоченность: чем больше степень сплоченности группы, тем больше у нее власти над своими членами;
  • статус, авторитет: люди, имеющие наибольший статус, обладают и наибольшим влиянием, им легче оказывать давление, им чаще подчиняются;
  • наличие союзника: если к человеку, отстаивающему свое мнение или сомневающемуся в единодушном мнении группы, присоединяется хотя бы один союзник, давший правильный ответ, то тенденция подчиняться давлению группы падает;
  • публичный ответ: более высокий уровень конформизма люди показывают тогда, когда они должны выступить перед окружающими, а не тогда, когда они записывают свои ответы в свои тетради. Высказав мнение публично, люди, как правило, продолжают его придерживаться.

Степень конформизма возрастает, если задание сложное или испытуемыйчувствует свою некомпетентность.

Д. Майерс называет три причины конформного поведения. Во-первых, настойчивоеи упрямое поведение других людей может убедить человека в ошибочности егопервоначального мнения. Во-вторых, член группы осознанно или неосознанностремится избежать наказания, порицания, осуждения, остракизма со стороныгруппы за несогласие и непослушание. В-третьих, неопределенность ситуации инеясность информации способствуют ориентации человека на мнения других людей,они становятся определенными и ясными источниками информации.

В групповом взаимодействии эффект конформизма играет существенную роль,поскольку является одним из механизмов принятия группового решения.

Эффект моды (подражания). Подражание — один из основных механизмовгрупповой интеграции. В процессе группового взаимодействия члены группывырабатывают общие эталоны, стереотипы поведения, следование которымподчеркивает и укрепляет их членство в группе. Во внешнем выражении такаястереотипизация даже может вылиться в униформу (например форма военных, деловойкостюм бизнесмена, белый халат врача), которая показывает окружающим, к какойименно социальной группе принадлежит тот или иной человек, какими нормами,правилами и стереотипами регулируется его поведение. Люди более склонныследовать примеру похожего на них человека, чем непохожего.

Эффект подражания лежит в основе любого научения и способствует адаптациилюдей друг к другу, согласованности их действий, подготовленности к решениюгрупповой задачи. Он близок к эффекту конформизма. Однако если при конформизмегруппа так или иначе оказывает давление на своего члена, то при подражанииследование групповым требованиям является добровольным.

Эффект «ореола». Это влияние на содержание знаний, мнений, оценокличности специфической установки, имеющейся у одного человека по отношению кдругому.Эффект «ореола», или «гало-эффект», — явление, возникающее привосприятии и оценке людьми друг друга в процессе общения.

Эффект ореола возникает в условиях:

  • дефицита времени. У человека нет времени, чтобы обстоятельно познакомиться с другим человеком и внимательно обдумать его личностные качества или ситуацию, в которую он попал;
  • перегруженность информацией. Человек настолько перегружен информацией о различных людях, что у него нет возможности и времени подумать детально о каждом в отдельности;
  • незначимость другого человека. Соответственно, возникает смутное, неопределенное представление о другом, его «ореол»;
  • стереотип восприятия. Возникает на основе обобщенного представления о большой группе людей, к которой данный человек по тем или иным параметрам принадлежит;
  • яркость, неординарность личности. Одна какая-то черта личности бросается в глаза окружающим и оттесняет на задний план все ее другие качества. Физическая привлекательность часто является именно такой характерной чертой.

В негативном смысле этот эффект проявляется в преуменьшении достоинствобъекта восприятия, что приводит к предубеждению в отношении к нему со сторонывоспринимающих людей. Предубеждение — это специфическая установка субъектов,основанная на информации об отрицательных качествах объекта. Такая информация,как правило, не проверяется на достоверность и надежность, а воспринимается наверу.

Эффект группового фаворитизма. Это тенденция каким-либо образомблагоприятствовать членам своей группы, в противовес членам другой группы.Эффект группового фаворитизма базируется на эффекте «мы и они» и как быустанавливает «демаркационную линию» между теми людьми, которые по каким-либокритериям воспринимаются как «свои», и теми, которые по этим же критериямвоспринимаются как «чужие».

Вот некоторые закономерности действия механизма группового фаворитизма:

  • эффект группового фаворитизма сильнее проявляется в тех случаях, когда для группы очень значимы критерии сравнения по результатам деятельности и специфике взаимоотношений с другими группами, т. е. когда группы находятся в ситуации конкуренции друг с другом;
  • групповой фаворитизм проявляется сильнее в отношении тех групп, критерии сравнения с деятельностью которых не только значимы для группы, но и соответствуют ее собственным критериям, т. е. в этом случае появляется возможность четкой однозначной сравнимости групп;
  • членство в группе оказывается более важно, чем межличностное сходство: люди чаще предпочитают «своих», хотя и не похожих на них самих по личностным качествам, и отказывают в предпочтении «чужим», хотя и сходным с ними по взглядам, интересам, личностным особенностям;
  • члены группы склонны объяснять возможный успех своей группы внутригрупповыми факторами, а ее возможную неудачу — факторами внешнего порядка, т. е. если группа достигает успеха, то она приписывает этот результат самой себе (своему профессионализму, благоприятному социально-психологическому климату, деловым качествам руководителей и пр.), но если группу постигает неудача, то люди ищут виновных вне группы, пытаются переложить вину на другие группы.

Эффект группового эгоизма. Это направленность групповых интересов,целей и норм поведения против интересов, целей и норм поведения отдельныхчленов группы или всего общества. Цели группы достигаются за счет ущемленияинтересов ее отдельных членов, в ущерб интересам общества. Групповой эгоизмпроявляется в том случае, когда цели, ценности группы, стабильность еесуществования становятся важнее отдельной личности, значимее целей общества.Тогда личность обычно приносится в жертву целостности группы, полностьюподчиняется ее требованиям и стандартам поведения. Эффект группового эгоизмаможет сыграть очень негативную роль в дальнейшей жизнедеятельности группы исудьбе ее отдельных членов.

Эффект «маятника». Это циклическое чередование групповыхэмоциональных состоянийстенического и астенического характера.Интенсивность проявления и временная протяженность эмоциональных состоянийопределяются значимыми для членов группы условиями и событиями их совместнойдеятельности.

Экспериментально-эмоциональные потенциалы группы изучены российскимпсихологом А. Н. Лутошкиным. Настроение зависит от некоторых факторов:

  • времени суток и дня недели: в конце рабочего дня и недели настроение работников ухудшается, поскольку накапливается усталость;
  • особенностей психологической структуры группы, лидерских процессов;
  • уровня дисциплины труда в группе: чем выше дисциплина труда, тем лучше настроение и эмоциональное состояние членов группы;
  • сложившейся системы взаимоотношений в группе, уровня конфликтности или сплоченности: чем выше уровень конфликтности, тем хуже настроение.

Эффект «волны». Это распространение в группе идей, целей, норм иценностей. Новая идея зарождается в голове одного человека, он делится еюсо своим ближайшим окружением, которое обсуждает, корректирует, дополняет иразвивает предложенную идею. Затем идея распространяется и среди других членовгруппы, осуществляется ее групповая сценка и обсуждение. Как камешек, брошенныйв воду, идея распространяется и охватывает все большее число людей. Правда,волновой эффект возможен только тогда, когда новая идея отвечает потребностям иинтересам людей, а не противоречит им. В первом случае она понимается иразвивается людьми, служит стимулом их активности, а во втором волновой эффектзатухает.

Эффект «пульсара». Это изменение групповой активности взависимости от различных стимулов. Групповая активность проходит цикл«оптимальная активность, необходимая для нормальной работы группы, — подъемактивности — спад активности — возвращение к оптимальному уровню активности».Этот цикл может зависеть как от внешних стимулов (например получения группойсрочного задания), так и от внутренних субъективных побудителей к деятельности(например стремления членов группы решать возникшую проблему). Эффект«пульсара», как проявление групповой активности, заключается в резком повышенииактивности в начале процесса деятельности, затем, когда задача решена, в спадеактивности, т. е. людям требуется отдых. Потом групповая активность возвращаетсяна оптимальный уровень, необходимый для нормальной, слаженной, бесперебойнойработы группы.

Эффект «бумеранга». Эффект «бумеранга» впервые был зафиксирован вдеятельности средств массовой коммуникации. Он заключается в следующем:человек, воспринимающий информацию, не признает ее содержание или выводистинными и продолжает придерживаться ранее существовавшей установки иливырабатывает новое оценочное суждение по отношению к освещаемому событию, ноэто суждение или установка, как правило, оказываются противоположными тойустановке, которую пытались ему внушить через средства массовой коммуникации.Эффект «бумеранга» может возникнуть в случае противоречивости информации,недоверия к ее источнику, методам убеждения и пр.

Данный эффект проявляется также в непосредственном общении и взаимодействиилюдей. Часто агрессивные действия или слова одного человека, направленныепротив другого, в итоге оборачиваются против того, кто совершил эти действияили произнес эти слова. Например, в ситуации возникновения конфликта болеевероятно, что члены группы психологически будут на стороне спокойного,уравновешенного человека, чем на стороне его агрессивного противника.

Эффект «мы и они». Это чувство принадлежности к определенной группелюдей (эффект «мы») и, соответственно, чувство отстраненности от других,размежевания с другими группами (эффект «они»).

Эффект принадлежности к группе включает два более частных эффекта —эффектсопричастности и эффект эмоциональной поддержки. Первый выражается втом, что член группы ощущает себя сопричастным проблемам, делам, успехам инеудачам той группы, к которой он реально принадлежит или субъективнопричисляет себя. На основе эффекта сопричастности формируется чувствоответственности за результаты деятельности группы. Эффект эмоциональнойподдержки проявляется в том, что член группы ожидает эмоциональной поддержки,сочувствия, сопереживания, помощи со стороны остальных членов группы. Онпредполагает также не только эмоциональную, но и реальную поддержку действиямидругих членов группы. Если такая поддержка члену группы не оказывается, то унего разрушается чувство «мы» — принадлежности к группе, сопричастности ееделам — и возникает чувство «они», т. е. член группы, не получившийэмоциональной поддержки, способен воспринимать свою группу как группу чужаков,не разделяющих его интересы и заботы.

Эффект «мы» оказывается эффективным психологическим механизмомфункционирования группы. Гиперболизация чувства «мы» может привести группу кпереоценке своих возможностей и достоинств, к отрыву от других групп, к«групповому эгоизму». В то же время, недостаточное развитие чувства «мы»приводит к потере ценностно-ориентированного единства группы.

Юрий Платонов

Расскажите друзьям:

Похожие материалы
remove adware from browser