важно воспринять его целиком. Необходимо «войти» в рисунок, почувствовать его.
Самое главное правило трактовки рисунка — единой правильной или неправильной трактовки быть не может. Прислушайтесь к себе, к своим чувствам. Задайте себе вопрос: «Что я чувствую, когда смотрю на свой рисунок? Что для меня значит каждая его деталь?».
Дождь в данном рисунке символизирует некую помеху, трудности, с которыми человек неизбежно сталкивается по жизни. Внимательно проанализируйте каждую деталь рисунка. Что делает человек на рисунке — он держит зонтик, сидит под навесом, гуляет под дождем? Мы дадим вам подсказки, что именно рисунок может рассказать вам о вас.
- Постарайтесь почувствовать, в каком настроении пребывает персонаж (радостном, ликующем, удрученном и т. д. ), ощущает ли он себя беспомощным или, напротив, чувствует в себе внутренние ресурсы для борьбы с трудностями, а возможно, спокойно и адекватно воспринимает затруднения, считая их обычным жизненным явлением.
- Косматые и многочисленные тучи являются символом ожидания неприятностей. Лужи, грязь символически отражают последствия тревожной ситуации, те переживания, которые остаются после «дождя». Отметьте, как расположены лужи относительно фигуры человека (находятся ли они перед или за фигурой, окружают человека со всех сторон или он сам стоит в луже).
- Если человек изображен уходящим, то это может быть связано с наличием тенденции к уходу от трудных жизненных ситуаций, избеганию неприятностей; если фигура человека смещена в верхнюю часть листа, это может говорить про уход от действительности, к потере опоры под ногами, а также склонности фантазировать и решать трудности в воображаемом мире, вместо реального.
- Положение фигуры в профиль или спиной указывает на стремление отрешиться от мира, к самозащите.
- Молния может символизировать начало нового цикла в развитии и драматические изменения в жизни человека. Радуга, нередко возникающая после грозы, предвещает появление солнца, символизирует мечту о несбыточном стремлении к совершенству.
- Функция одежды — «формирование защиты от стихии». Обилие одежды обычно указывает на потребность в дополнительной защите. Отсутствие одежды связано с игнорированием определенных стереотипов поведения, импульсивностью реагирования.
- Зонт представляет собой символическое изображение психической защиты от неприятных внешних воздействий. Зонт может защищать или не защищать от непогоды, ограничивать поле зрения персонажа, а может и отсутствовать.
- Все дополнительные детали (дома, деревья, скамейки, машины) или предметы, которые человек держит в руках (сумочка, цветы, книги), рассматриваются как отражение потребности в дополнительной внешней опоре, в поддержке, в стремлении уйти от решения проблем путем переключения и замещающей деятельности.