Занков Леонид Владимирович (1901-1977)педагог, психолог, дефектолог, д.ч.АПН (1955), доктор педагогических наук (1943). Окончил факультет общественных наук Московского университета (1925). Преподавал в сельской школе Тульской области (1918-1919), работал воспитателем и зав. детскими сельско-хозяйственными колониями в Тамбовской и Московской областях (1919-1922). С 1929 г. вел научно-исследовательскую работу; в НИИ дефектологии (1929-1951, в 1944-1947 директор), НИИ теории и истории педагогики АПН (1951-1977, в 1951-1955 зам. директора по науке).
Занков разрабатывал проблемы психологии памяти, мышления и речи нормальных и аномальных детей. Обосновал возможность применения в педагогических исследованиях разных видов педагогического эксперимента, выдвинул и реализовал идею включения в педагогический эксперимент психологических методов общего развития учащихся как средства объективной оценки результативности педагогических нововведений. Под руководством Занкова проведены фундаментальные исследования в области общей педагогики:
выявлены разные формы сочетания слова и наглядности, применяемые для решения одних и тех же учебных задач, их различная эффективность для развития детей;
впервые в условиях педагогического эксперимента исследована объективная закономерная связь между обучением и общим развитием детей;
обоснована ведущая роль обучения в развитии и роль внутренних факторов, обусловливающих индивидуальные варианты развития учащихся в одних и тех же, в т.ч. и оптимальных, условиях обучения;
раскрыты резервы развития учащихся, не использовавшиеся в массовом обучении;
создана новая дидактическая система начального обучения, направленная на общее развитие детей и воплощенная в практических руководствах для школы (программы, учебники, методические пособия).
Сочинения Занкова
Очерки психологии умственно отсталого ребенка.- М.,1935;
Память школьника, ее психология и педагогика.- М.,1944;
Дидактика и жизнь.- М.,1968;
Избранные педагогические труды.- М.,1990.
Занков Леонид Владимирович — отечественный психолог. В 1918-1923 гг. работал учителем, воспитателем, заведующим сельскохозяйственной детской колонией. Учился у Л.С. Выготского. В 1940 защитил докторскую диссертацию, посвященную психологии воспроизведения. Директор Института дефектологии АПН РСФСР, заместитель директора Института теории и истории педагогики АПН РСФСР, заведующий лабораторией обучения и развития. Профессор, действительный член АПН ССР. Специалист в области дефектологии. Проводил экспериментальные исследования развития аномальных детей, в которых выявлялись условия эффективного их обучения. Занков рассматривал проблему факторов обучения и развития учащихся, в частности взаимодействия слова и наглядности в обучении.