info@syntone.ru   +7 (495) 507-8793
Заказать звонок

Тренинг-Центр Синтон

Лучшие тренинги России

Archive

  1. Индивидуальная Психология

    Комментарии к записи Индивидуальная Психология отключены

    Индивидуальная психология — (адлерианская психология adlerianpsychology). — была создана Альфредом Адлером. Обращена к неделимости личности на элементы, к человеку во всей его полноте.

    Исходные положения индивидуальной психологии

    Теория Адлера основывается на следующих исходных положениях:

    1. Все органы и функции человека в индивидуальной психологии рассматриваются с точки зрения обслуживания потребностей человека как целостной системы.

    2. Поведение людей не предопределено, они не являются жертвами своего прошлого, своей наследственности или своей окружающей среды. Люди имеют выбор и делают его. Теория учит личной ответственности.

    3. Все поведение является целенаправленным и лучше всего может быть понято на основе целевых стремлений или тенденций конкретного человека или на основе его неповторимой траектории движения (к цели). Личность всегда находится в процессе становления. По замыслу, это движение к цели способствует изменению положения человека с «минуса на плюс».

    4. Поскольку люди могут выбирать, в индивидуальной психологии они рассматриваются как проактивные, а не только как реактивные существа. Они способны осознавать события, оценивать их и делать соотв. выводы.

    5. Люди не просто приспосабливаются к своему окружению, событиям или стимулам. Они могут создавать и частично или полностью изменять эти стимулы — объективно или субъективно.

    6. Люди воспринимают мир субъективно, поэтому, чтобы понять конкретного человека «мы должны быть способны видеть его глазами и слышать его ушами» (А. Адлер).

    7. Индивидуальная психология — это социальная психология. Все поведение должно пониматься в рамках социальной среды. Люди изменяют свое положение, как это описывалось в ранней гештальт-психологии, в феноменальном поле. Индивидуальную психологию часто характеризуют как теорию поля.

    8. Адлер представил миру психологию ценностей. Наивысшая ценность — идеальная ценность для людей — заключается в социальном интересе, который многими понимается как переформулирование на языке психологии таких религиозных заповедей, как «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» и «Не отделяй себя от народа своего». Многое в мыслях и практике Адлера относится к нормам человеческого общежития.

    9. Индивидуальную психологию можно охарактеризовать как идиографическую психологию. Номотетические описания могут использоваться в целях обучения, однако всякий раз, когда Адлер позволял себе такие формулировки, он предостерегал своих учеников: «Впрочем, все может быть совсем иначе».

    10. Индивидуальная психология — скорее психология пользования, чем психология владения. Она функциональна, динамична. Адлерианцы, кроме как в эвристических целях, не прибегают к категоризации. Диагностическая номенклатура не слишком созвучна адлерианской практике.

  2. Интроспективная Психология

    Комментарии к записи Интроспективная Психология отключены

    Интроспективная психология [лат. introspecto — гляжу внутрь, всматриваюсь] — ряд направлений в психологии, использующих в качестве единственного метода изучения психики наблюдение субъекта за содержанием и актами собственного сознания. Истоки интроспективной психологии восходят к учению Р. Декарта — Дж. Локка о том, что сознание человека познается принципиально иначе, чем мир внешний, а именно, путем внутреннего созерцания, или внутреннего опыта, объектом которого служат психические образы, мысли, переживания.

    В период формирования психологии как самостоятельной науки метод интроспективной психологии стал руководящим для немецкого психолога В. Вундта и его школы, соединивших интроспекцию, под которой имелось в виду внутреннее восприятие субъектом осознаваемых им психических процессов, с экспериментальным методом. При этом предполагалось, что ненадежность обычного («ненаучного») самонаблюдения может быть преодолена путем специальной тренировки испытуемых, у которых вырабатывается навык самоотчета о том, что они непосредственно осознают в момент предъявления раздражителя.

    Сведения, о которых они сообщали, оценивались как научные факты лишь в том случае, если при постоянных внешних раздражителях возникали одни и те же субъективные феномены. На этом основании за структурные элементы психики были приняты ощущения, их копии — образы памяти и простейшие чувства. Эти «атомы» чувственной «ткани» сознания изучались с точки зрения их качества, интенсивности и др. Наиболее последовательно и прямолинейно отстаивал подход интроспективной психологии американский психолог Э. Б. Титченер.

    Другой вариант интроспективной психологии представлен немецким философом Ф. Брентано и его последователями (К. Штумпф, Т. Липпс, О. Кюльпе), которые усматривали задачу психологии в том, чтобы непредвзято реконструировать переживаемое индивидом во всей полноте и конкретности. Эта установка повлияла на программу Вюрцбургской школы, которая, не ограничивая интроспекцию отчетом о непосредственных раздражителях, соединила ее с ретроспекцией — последующим воспроизведением того, что прежде испытывалось субъектом при решении им интеллектуальных задач. Против Вундта выступила также гештальтпсихология, подвергшая критике «атомизм» его схемы и использовавшая свидетельства сознания для доказательства целостности психического образа.

    Интроспективная психология выдвигая субъективный метод как единственное средство изучения психической реальности (в отличие от физической), отождествила эту реальность с данными самонаблюдения, вследствие чего сознание оказалось противопоставленным остальному миру и по своей сущности, и по познаваемости. Интроспективная психология была подвергнута острой критике сторонниками бихевиоризма и психоанализа.

    Интроспективная психология — течение в психологии, признающее основным методом исследования интроспекцию, а также ряд психологических направлений, имеющих свои истоком учения Р. Декарта и Дж. Локка, основанных на постулате о не опосредованности субъективного опыта индивида и невозможности объективного исследования психических процессов.

    При этом «чужое» сознание рассматривается как специально реконструируемое посредством операции переноса: исследователь, зная о связи собственных переживаний с внешними их проявлениями, строит гипотезу о внутренних переживаниях другого человека на основе его внешне наблюдаемого поведения.

    К интроспективной психологии можно отнести школу В. Вундта, структурную психологию Э. Титченера, психологию акта Ф. Брентано, Вюрцбургскую школу, а также Л. М. Лопатина, Г. И. Челпанова.

  3. Инсайт

    Комментарии к записи Инсайт отключены

    Инсайт (от англ. insight — постижение, озарение) — внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание существенных отношений и структуры ситуации в целом, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы.

    Понятие инсайт введено в 1925 г. В. Келером. В опытах Келера с человекообразными обезьянами, когда им предлагались задачи, которые могли быть решены лишь опосредствованно, было показано, что обезьяны после ряда безрезультатных проб прекращали активные действия и просто разглядывали предметы вокруг, после чего могли достаточно быстро прийти к правильному решению. В дальнейшем понятие инсайт использовалось К. Дункером и М. Вертгеймером в качестве характеристики человеческого мышления, при котором решение достигается путем мысленного постижения целого, а не в результате анализа.

    Кроме того, психологи употребляют термин инсайт для описания такого явления, при котором человек испытывает озарение, скорее относящееся к категории воспоминаний, но отличное от последнего тем, что формируется не просто мысленный образ, но и все ощущения различных модальностей, присущие тому воспоминанию. Инсайт также отражает такое явление, когда человек может вспомнить часть своего бессознательного детства, включая момент рождения. Термин инсайт может использоваться в значении внелогического прозрения. В некоторых медитативных практиках, а также при приёме сильнодействующих препаратов, человек может получить убеждения по свойствам предмета или материала без получения какой бы то ни было достоверной информации о нём.

    Глубина инсайта может быть различной. Первый уровень — преимущественно интеллектуальное понимание: в сознании пациента возникает связь между своим состоянием и психотравмирующими факторами. Второй уровень инсайта — осознание пациентом связи между патогенной ситуацией и особенностями личности, позволяющее прояснить существование и содержание внутриличностного конфликта. Третий уровень инсайта — осознание связи между стереотипами личностного реагирования и внутриличностным конфликтом, психологической защитой, связанными с нарушенной системой отношений, сформировавшейся в процессе развития личности на разных жизненных этапах.

    Инсайт относительно собственной проблемы обычно достигается в ходе психотерапии в результате проработки этой проблемы.

  4. Интроверт

    Комментарии к записи Интроверт отключены

    Интроверт — человек, психический склад которого характеризуется сосредоточенностью на своем внутреннем мире, замкнутостью, он обращен на самого себя. Интроверты считают свои интересы самыми важными, придают им высшую ценность; для них характерна социальная пассивность и склонность к самоанализу.
    Интроверт с удовольствием исполняет возложенные на него обязанности, но не любит ответственности за конечные результаты.

    Самая важная отличительная черта интровертов заключается в источнике энергии: интроверты черпают энергию из своего внутреннего мира идей, эмоций и впечатлений. Они консервируют энергию. Внешний мир быстро вводит их в состояние перевозбуждения, и у них появляется неприятное ощущение, когда чего-то «чересчур много». Это может проявляться в издерганности или, наоборот, в апатии. В любом случае им необходимо ограничивать социальные контакты, чтобы не оказаться полностью опустошенными. Тем не менее интровертам нужно дополнить время, проведенное в одиночестве, временем, когда они выходят во внешний мир, иначе они могут потерять ощущение перспективы и взаимосвязи с другими людьми. Интроверты, способные уравновесить энергетические потребности, обладают стойкостью и упорством, могут смотреть на вещи независимо, глубоко сосредоточиваться и творчески работать.

    Интроверты подобны электрической батарее с подзарядкой. Им необходимо периодически останавливаться, переставать тратить энергию и отдыхать, чтобы зарядиться снова. Именно возможность зарядиться и обеспечивает интровертам менее возбуждающая обстановка. В ней они восстанавливают энергию.

    Наиболее известно понятие интроверта, принадлежащее Карлу Густаву Юнгу и Гансу Юргену Айзенку. Согласно Юнгу, интроверт, предпочитает размышления и воображение операциям с реальными внешними объектами. Интроверт — тип личности (или поведения), ориентированный вовнутрь или на себя.

    Для интровертов характерно поведение, больше связанное с комфортным одиночеством, внутренними размышлениями и переживаниями, творчеством или наблюдением за процессом. Интроверт может быть превосходным ученым, исследователем, наблюдателем, писателем или индивидуальным предпринимателем. Интроверту комфортно трудиться и в одиночестве.

    Типичный интроверт по Айзенку, спокоен, застенчив, отдалён от всех, кроме близких людей, планирует свои действия заблаговременно, любит порядок во всём и держит свои чувства под строгим контролем.

  5. Интеллект

    Комментарии к записи Интеллект отключены

    Интеллект (от лат. intellectus — понимание, познание) — способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Понятие интеллект объединяет все познавательные способности индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения.

    Существует ряд принципиально различных трактовок интеллекта. На сегодняшний момент принято считать, что существует общий интеллект как универсальная психическая способность, в основе которой может лежать генетически обусловленное свойство неравной системы перерабатывать информацию с определенной скоростью и точностью.

    Уровень интеллекта возможно развить, как повысить так и понизить. Часто эту способность характеризуют по отношению к задачам, встречающимся в жизни человека. Например, по отношению к задаче выживания: выживание — основная задача человека, остальные для него — лишь вытекающие из основной, или к задачам в какой-либо области деятельности. Влияние интеллекта выходит за пределы жизни одного человека. Развитие интеллекта у homo sapiens выделило его из Animalia и стало началом развития социума, а затем и человеческой цивилизации.

    Интеллект, как способность, обычно реализуется при помощи других способностей. Таких как: способность познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию путем ее анализа, определять ее применимость (классифицировать), находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать ее с подобной и т. д.

    Существенными качествами человеческого интеллекта являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность.

    Пытливость — стремление разностороннее познать то или иное явление в существенных отношениях. Это качество ума лежит в основе активной познавательной деятельности.

    Глубина ума заключается в способности отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного.

    Гибкость и подвижность ума — способность человека широко использовать имеющийся опыт, оперативно исследовать предметы в новых связях и отношениях, преодолевать шаблонность мышления.

    Логичность мышления характеризуется строгой последовательностью рассуждений, учётом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных его взаимосвязей.

    Доказательность мышления характеризуется способностью использовать в нужный момент такие факты, закономерности, которые убеждают в правильности

    Показателем развития интеллекта является несвязанность субъекта внешними ограничениями, отсутствие у него ксенофобии — боязни нового, непривычного.

    Различное содержание деятельности требует развития определённых интеллектуальных способностей индивида. Но во всех случаях необходима чувствительность индивида к новому, актуальным проблемам, к тенденциям возможного развития ситуации.

    Существенное качество ума индивида — предвидение возможных последствий предпринимаемых им действий, способность предупреждать и избегать ненужных конфликтов. Одной из основных особенностей развитого интеллекта является способность к интуитивному решению сложных проблем.

    Развитие отдельных качеств интеллекта определяется как генотипом данного вида, так и широтой его жизненного опыта. В некоторых социальных режимах формируется так называемое «целевое мышление» — сфера мышления индивида сужается до крайне ограниченных житейских пределов. В групповом мышление начинают преобладать расхожие стереотипы, шаблонные ориетации, схематизированные матрицы поведения. Возникают деформации в содержании интеллекта. Возможны деформации и в структуре интеллекта, в его организации. Негативным качеством интеллекта является ригидность мышления — его негибкость, предвзятое отношение к явлению, преувеличение чувственного его впечатления, приверженность к шаблонным оценкам.

    Интеллект является относительно устойчивой структурой умственных способностей индивида.

  6. Индивидуализм

    Комментарии к записи Индивидуализм отключены

    Индивидуализм (фр. individualisme, от лат. individuum — неделимое) — моральное, политическое и социальное мировоззрение (философия, идеология), которое подчеркивает индивидуальную свободу, первостепенное значение личности, личную независимость и исповедует принцип «полагаться на самого себя». Индивидуализм противопоставляет себя идее и практике подавления личности, в особенности если это подавление производится обществом или государством.

    Индивидуализм не характерен для примитивных, архаических обществ, где индивиды ещё настолько неразвиты и незрелы, что непосредственно принадлежат своему социальному целому как несамостоятельные его частицы. Часто встречается утверждение, что свои лучшие черты индивидуализм проявляет только в нравственно развитом обществе.

    Индивидуализм включает следующие представления и идеи:

    все ценности (прав человека, свободы, демократии, справедливости) являются личностно-центрированными,

    в моральном и правовом отношении все индивиды равны и равноценны в своих правах и обязанностях перед сообществом,

    естественная природа человека дает основание для веры в изначальную доброту и порядочность человека,

    никто и ничто не может никогда использовать индивида как средство для достижения целей других членов или структур сообщества,

    каждый индивид обладает свободой выбора,

    сообщество является средством для развития и реализации индивида, а не наоборот.

    Индивидуализм ориентирован на социальную защиту прав человека в самоорганизации своей частной жизни, на его самостоятельность и самодостаточность как члена сообщества, на его самоощущение как независимой личности, на его способность противостоять внешним влияниям («дурной» среде, политико-идеологическим требованиям, авторитаризму власти, групповому давлению, криминальному насилию и т. п.).

    Индивидуализм — тип мировоззрения, сутью которого является в конечном счёте абсолютизация позиции отдельного индивида в его противопоставленности обществу, причём не какому-то определённому социальному строю, а обществу вообще. Индивидуализм проявляется как в реальной жизненной позиции — в моральном поведении, так и в различных концепциях — этической, философской, идеологической, политической и т. п.

  7. Индукция

    Комментарии к записи Индукция отключены

    Индукция (от лат. inductio — выведение) — процесс логического вывода на основании перехода от частных положений к общим. Среди наиболее важных законов индукции выступают правила доказательства, связывающие причину и следствие:

    всегда, когда возникает причина, возникает и феномен (следствие);

    всегда, когда есть феномен (следствие), ему предшествует причина;

    если варьирует причина, варьирует и феномен;

    если причина имеет дополнительные свойства, то и феномен приобретает дополнительные свойства.

    Термин индукция впервые встречается у Сократа. Но индукция Сократа имеет мало общего с современной индукцией. Сократ под индукцией подразумевает нахождение общего определения понятия путём сравнения частных случаев и исключения ложных, слишком узких определений.

    Индукция — это когда от отдельных случаев мы переходим к общему суждению. Индукция — это умозаключение, дающее вероятное суждение. Полная индукция — это такое умозаключение, когда общее заключение о всех элементах данного класса делается на основании рассмотрения каждого элемента этого класса. Полная индукция дает достоверное заключение, поэтому она применяется в математических и иных строгих доказательствах. Неполная индукция — это когда мы рассматриваем не все случаи изучаемого явления, а заключение делаем для всех.

    Первый вид — индукция через простое перечисление — на основании повторяемости одного и того же признака у ряда однородных предметов и отсутствия противоречащего случая делается общее заключение, что все предметы этого рода обладают этим признаком. Пример: считали, что все лебеди белые, пока не встретили черного лебедя.

    Второй вид — индукция через анализ и отбор фактов — стремление исключить случайность обобщений, т. к. изучаются планомерно отобранные и наиболее типичные предметы разнообразные по времени, способу получения и т. д. Пример: для определения качества рыбных консервов берут банки из разных партий и разных холодильников.

    Третий вид — научная индукция — это умозаключение, в котором на основании познания необходимых признаков делается общее заключение обо всех предметах данного класса. Дает достоверный вывод, опирается на всесторонность анализа фактов.

    Психология изучает развитие и нарушения индуктивных рассуждений. Движение от единичного к общему знанию анализируется в его обусловленности всеми психическими процессами, строением мыслительной деятельности в целом. Примером экспериментальных исследований индуктивных рассуждений являются опыты с образованием искусственных понятий.

  8. Индивидуальность

    Комментарии к записи Индивидуальность отключены

    Индивидуальность (от лат. indiduum — неделимое, особь) — понятие, обозначающее в экспериментальной психологии уникальный набор более или менее стандартных психологических качеств, свойственных отдельному человеку.

    Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов и интеллекта, потребностей и способностей индивида. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер, порождая широкую вариативность проявлений индивидуальности.

    Индивидуальность — неповторимое своеобразие психики каждого человека, осуществляющего свою деятельность в качестве субъекта развития общественно-исторической культуры. Человек многогранен: в нем есть и животное начало (организм), и социальное (личность), но в нем есть и чисто человеческие качества (индивидуальность). Индивидуальность — это то, что отличает человека от животного и социального мира.

    Индивидуальность дает возможность проявиться человеку как свободному, независимому существу (И. Кант). В индивидуальности человека скрыт источник его деяний. Индивид, у которого развита индивидуальность, полностью опирается и надеется на свои силы, он не только свободный, но и самостоятельный человек. Человеческая индивидуальность рассматривается как высокий уровень развития человека в онтогенезе.

    Деформация индивидуальности может проходить по нескольким направлениям: во-первых, это может быть развитие всех сфер в интересах человека; во-вторых, — развитие этих сфер в интересах общества и человека; в-третьих, — изменение их в интересах только общества (или государства), но не человека; наконец, в-четвертых, — их изменение в интересах определенных групп.

    В то же время индивидуальность человека во многом не зависит от того, в каком обществе (коллективе) находится человек. Его опыт, интеллект, сформировавшиеся сферы в данный конкретный момент не зависят уже от обстоятельств, поэтому индивидуальность во многом носит черты постоянства, в какой-то мере абсолютности. Поэтому когда говорят о подчинении личных (а точнее, индивидуальных) интересов общественным, то это не выдерживает испытания жизнью. Происходит разрушение и индивидуальности, и личности.

    Индивидуальностью человек не рождается, а становится ею в ходе своей жизни, в результате воспитания и самовоспитания. Об индивидуальности можно говорить тогда, когда человек осознает уникальность себя и своей жизни и, чувствуя свою неповторимость, сам реализует свое будущее, чтобы как можно более полно раскрыть свои возможности. А это требует как понимания самого себя и активного отношения к своей жизни, так и предоставление обществом возможностей для самостоятельного выбора целей и средств жизнедеятельности.

  9. Импринтинг

    Комментарии к записи Импринтинг отключены

    Импринтинг (англ imprint — запечатлевать) — в этологии (наука о поведении животных) и психологии специфическая форма обучения; фиксация в памяти признаков объектов при формировании или коррекции врождённых поведенческих актов.

    Термин «импринтинг» в традиционной психологии употребляется в смысле фиксации определённой информации в памяти.

    Импринтинг происходит преимущественно на ранних этапах жизни, чаще всего вскоре после рождения, и возможен лишь в течение определённого, обычно весьма ограниченного периода. Импринтинг представляет собой способность запоминать подвижные предметы, которые находятся в непосредственной близости, и переносить на них свои инстинктивные реакции, в первые часы и дни жизни, связанные прежде всего с ориентиовкой на родителей.

    Импринтинг — это имеющий большое значение опыт или последовательность жизненных опытов прошлого, сформировавшие у человека убеждения или целую совокупность убеждений. При импринтинге готовые с рождения формы поведения включаются в действие под влиянием какого-либо внешнего стимула, который как бы запускает их в действие. Такими стимулами являются первые ощущения, прикосновения, запахи, голоса и первый опыт общения. Это все происходит в первые часы после рождения. В то время, когда ребенок лежит на животике у мамы сразу после рождения закладываются эмоциональные, душевные и духовные связи между ребенком и мамой. Ребенок уже кое-что знал о своем окружении с помощью матери. Ее саму он тоже знал, но только изнутри. Сейчас же, в первые минуты после рождения, он открывается для соединения с близкими ему людьми через собственные чувства. Его кожа чувствует мамину кожу, он вдыхает мамин запах, слушает ее голос, впитывает глазами образ, который станет для него самым родным. Рядом с мамой он чувствует себя защищенным и готовым к встрече с новым огромным миром.

    Процесс импринтинга совершается чрезвычайно быстро и без внешнего подкрепления. Как правило, результат импринтинга с очень большим трудом поддаётся дальнейшему изменению.

    Импринтинг отвечает за быстрое образование чрезвычайно устойчивых следов в психике, иногда даже после однократного переживания.

    Если определённый раздражитель подействует в критические моменты формирования личности, он легко запечатлевается в психике, приобретая необычайную яркость и стойкость по сравнению с другими раздражителями. Этот импринтинг в дальнейшем сильно определяет поведение человека в тех или иных ситуациях.

  10. Ипохондрия

    Комментарии к записи Ипохондрия отключены

    Ипохондрия (греч. hypohondrion — подреберье, где, по мнению древних, локализуется болезненный источник этого состояния) — состояние чрезмерного внимания к своему здоровью, страх перед неизлечимыми болезнями. При ипохондрии человек переоценивает тяжесть менее серьезного заболевания или убежден в том, что он страдает тяжелым недугом. Чаще ипохондрия возникает у мнительных людей на фоне какого-нибудь сильного стресса, затяжной депрессии.

    Первым симптомом ипохондрии можно считать чрезмерное и мнительное отношение к собственному телу. Это внимание перерастает в тревогу. Каждое болевое ощущение, каждое изменение истолковывается, как серьёзная неизлечимая болезнь. Человек становится нервным, предпринимает нелогичные попытки защитить своё здоровье, например, начинает принимать не совсем надёжные лекарства. Или же начинает просто страдать от несуществующей болезни, жаловаться.

    Ипохондрия сопровождается или паническими состояниями, или же полной апатией. Ипохондрию легко спутать с обычным неврозом, депрессией. Это состояние редко требует коррекции при помощи специалиста, чаще люди способны справиться с ним сами, но редко вообще стараются что-то изменить.

    Ипохондрия развивается, если внимание к собственному телу растёт, а тревога прогрессирует.

    Ипохондрией болеют люди, которые не уверены в себе и страдают от каких-то ещё страхов. Фактически, их преследует не страх болезни, боли или потери дееспособности, а страх смерти. Это всегда показатель некой психологической незрелости, которая вполне поддаётся коррекции при работе с опытным психологом.

    Принять некоторые естественные процессы нашей жизни, такие, как рождение и смерть — необходимость для каждого человека. Ипохондрия — это следствие таких неразрешённых вопросов.

    Мысли о тяжелом неизлечимом заболевании приобретают доминирующий, сверхценный характер, а хождение по больницам и посещение врачей — способом существования больных ипохондрией. Пациенты, страдающие ипохондрией, предъявляют множество разнообразных жалоб, при этом они уверены в том, что страдают серьёзным заболеванием, которое не удаётся обнаружить. Убеждённость сохраняется, несмотря на отрицательные результаты исследований, и не несет бредового характера.

    Больные настолько озабочены своим состоянием, что это приводит к социально-трудовой дезадаптации. Ипохондрия часто сопровождается агрессивными и тревожными состояниями.

    На ранних стадиях заболевания при соответствующем лечении ипохондрия может ослабевать или даже исчезать совсем. В более далеко зашедших случаях формируется ипохондрическое развитие личности, с трудом поддающееся терапии.

Ближайшие тренинги
Спасибо за покупку!
Тренинги
Вступительные видеоуроки к тренингу Евгения Яковлева по развитию уверенности (часть 2)
Тренинги
Вступительные видеоуроки к тренингу Евгения Яковлева по развитию уверенности
Тренинги
Материалы Синтона по психологии
для себя, для семьи и для дела,
которых нет в открытом доступе,
за 98 руб.!
Тренинги
Партнерская программа Синтона
Тренинги
Вступительные видеоуроки к тренингу Дмитрия Устинова
Тренинги
Вступительные видеоуроки к тренингу Дмитрия Устинова (часть 2)
Тренинги
«5 ключевых ошибок в подготовке и проведении тренингов»
Мастер-класс Ольги Паратновой
Тренинги
НЛП-практик
Тренинги
Оплата индивидуального пакета
Тренинги
Вебинар Александра Тарасова
«КОНФЛИКТ С АГРЕССОРОМ»
Тренинги
Тренинг-игра
«Я — Предприниматель: как умные могут стать богатыми»
Тренинги
remove adware from browser