Заказать звонок
Гальперин Пётр Яковлевич

Гальперин Пётр Яковлевич (2 октября 1902, Тамбов — 25 марта 1988, Москва) — Выдающийся отечественный психолог, заслуженный деятель науки РСФСР (1980). Доктор педагогических наук по психологии (1965), профессор (1967).

Биография
Окончил Харьковский медицинский институт (1926). В 1926—1941 гг. работал в Украинской психоневрологической академии (Харьков), вел педагогическую работу в Харькове и Донецке (Сталино), активно участвовал в работе Харьковской группы психологов (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Л. И. Божович, П. И. Зинченко, В. И. Аснин и др.). Кандидатская диссертация Психологическое отличие орудий человека от вспомогательных средств животного (Харьков, 1936). В 1941—1943 гг. — в Красной Армии, начальник лечебной части эвакогоспиталя (Кауровский восстановительный госпиталь, Свердловская область). С 1943 г. — в МГУ им. М. В. Ломоносова; доцент, профессор (с 1966 г.), зав. кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ (с 1971 г.), профессор-консультант (с 1983 г.).

Научный вклад
Ввёл в деятельностную психологию систематичекую разработку ориентировки к будущему действию и создал на этой основе теорию поэтапного формирования умственных действий.

Основные публикации
1. Психологическое отличие орудий человека от вспомогательных средст животного. Кандидатская диссертация, Харьков, 1937.
2. Об установке в мышлении. — Труды республиканской конференции по педагогике и психологии. Киев, 1941 (на укр. яз.)
3. К вопросу о внутренней речи. (Доклады АПН РСФСР, 1957, № 4), idem, idem
4. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. Т. 1. М., 1959;
5. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». М., 1965;
6. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. — Исследования мышления в советской психологии. М., 1966 // Введение в психологию. М., 1976.
7. Экспериментальное исследование внимания. М., 1974 (в соавт.);
8. Введение в психологию. М., 1976;
9. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978;
10. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985;
11. Психология как объективная наука. М., 1995
12. К проблеме внимания