Добрынин Николай Федорович (1890-1931) — российский психолог, доктор психологических наук. Исследовал психологическую природу внимания, его виды, физиологические основы, свойства и характеристики, прежде всего колебания внимания. Обосновал принцип значимости как одно из фундаментальных оснований функционирования человеческой психики, позволяющий исследовать связь познавательных процессов личности с мотивацией ее поведения, раскрыть роль активности человека в познании окружающего мира.
Значимость определяет направленность внимания человека, являясь одним из наиболее существенных среди обусловливающих его признаков. Рассматривал также вопросы интеллектуального воспитания, развития интересов и формирования личности ребенка.
Добрынин Николай Федорович родился в семье священника. После окончания в 1908г. гимназии поступил на естественный факультет Московского университета. Затем перешел на историкофилологический факультет (где проводил первые исследования колебания внимания), который окончил в 1915г. по специальности психология. Был призван на военную службу. В 1919-1920гг. служил в Красной Армии. После демобилизации в 1922г. поступил в аспирантуру при Научноисследовательском институте психологии, активно участвовал в борьбе против идеалистической концепции Г. И. Челпанова . В 1925г. Добрынин защитил кандидатскую диссертацию на тему Колебания внимания.
Работал в Московском государственном индустриальнопедагогическом институте им.К.Либкнехта сначала в качестве доцента, а с 1935г. по 1941г. профессора психологии. Добрынин одновременно работал доцентом на педагогическом факультете Второго МГУ (19221930) и научным сотрудником Института психологии (19251935). В 1937г. защитил докторскую диссертацию на тему Психология внимания. С 1941г. работал в МГПИ им.В.И.Ленина, где заведовал кафедрой психологии (19411966), работал профессором (19661969) и профессоромконсультантом.
Член редколлегии журнала Вопросы психологии. Один из ярких представителей марксистской психологии, активно участвовавший в борьбе против идеалистической психологии. Добрынин — специалист по проблемам познавательных процессов, прежде всего внимания, и развитию личности. Выдвинул принцип значимости, согласно которому познавательные процессы оказываются тесно связанными с мотивацией, с активностью личности. Популяризатор психологических знаний.
Сочинения Добрынина Николая Федоровича
Введение в психологию.