Тренинг уверенности в себе — индивидуальное или групповое обучение уверенным способам поведения в официальных, формальных и межличностных отношениях. Исторически первой программой тренинга уверенности в себе принято считать условно-рефлекторную терапию Андре Сальтера (1949) предполагавшего, что причиной неуверенности является преобладание процессов торможения в организме, и строившего свою работу на основе формирования так называемых «эксцитаторных» рефлексов. Признаки «эксцитаторной личности» во многом до сих пор составляют основу большинства программ тренинга уверенности в себе.
Позже Джозеф Вольпе (1958) предположил, что помимо процессов торможения за неуверенность в себе могут быть ответственны множественные социальные страхи, такие, как страх критики, ошибки, контакта, публичного присутствия, страх попросить, потребовать, отказать или получить отказ. Для терапии социальных страхов Вольпе использовал метод систематической десенсибилизации, основанный на принципе контр-обусловливания. Разработанная им программа «тренинга самоутверждения» получила широкое распространение в Америке и послужила базой для многочисленных программ тренинга уверености.
Арнольд Лазарус (1973) обратил внимание на существование у многих неуверенных в себе клиентов поведенческого дефицита, проявляющегося в полном или частичном отсутствии у них навыков социального контакта, предъявления требований, открытого выражения желаний и чувств, умения сказать «нет».
В современном тренинге уверенности в себе комбинацию заторможенности, страхов и поведенческого дефицита как причин неуверенности в себе обычно дополняют когнитивным дефицитом. Этот дефицит выражается в том, что неуверенные клиенты недооценивают свои успехи и переоценивают неудачи, концентрируют свое внимание преимущественно на негативных событиях, часто строят несбыточные планы, от реализации которых сами же и отказываются.
Помимо уже названных, в Западной Европе широкое распространение получили программы тренинга уверенности Р. Ульрих и Р. Ульрих де Минк (1973) и Ф. Фельдхеге и Г. Краутана (1979), в Америке — программа тренинга уверенности Р. Альберти и М. Эммонс (1970, 1974).
В современных программах тренинга уверенности в себе принято различать универсальные навыки уверенности, такие как инициатива в осуществлении собственных планов, позитивное самовосприятие и оптимизм, социальная смелость, саморегуляция и самоподкрепление, умение вызвать симпатию и специальные навыки уверенности, имеющие ограниченное значение в разных сферах современной жизни (умение сказать «нет», потребовать, попросить, открытое выражение желаний и чувств и другие).
Тематически в сфере межличностных отношений ключевыми признаются навыки открытого выражения желаний и чувств, установления контакта и подкрепления. В сфере формальных отношений обычно требуется коррекция навыков предъявления требований и отказа. В сфере функциональных отношений преимущественно тренируют навыки позитивной самопрезентации, переговоров и умение сказать «нет».
Особой формой тренинга уверенности в себе является тренинг уверенности с детьми. Особенность этой формы тренинга состоит в том, что занятия с детьми дополняются специальным педагогическим тренингом с родителями.