Аутизм (от греч. auto — сам) — крайняя форма психологического отчуждения, выражающаяся в уходе индивида от контактов с окружающей действительностью и погружении в мир собственных переживаний. Аутизм это неспособность индивидуумов иметь контакты с окружающими согласно общепринятым устоям и нормам.
Термин аутизм введен Е. Блейлером для обозначения психических нарушений, связанных со сниженными возможностями больного произвольно управлять своим мышлением, отключаться от мучительных мыслей, сосредоточенных вокруг ограниченных тем и желаний, и проявляющихся в попытке избежать любых контактов, отсутствии потребности в совместной предметной деятельности.
Распространённость аутизма колеблется от 4 до 15 случаев на 10 000 детей, причём у мальчиков аутизм встречается в 3 раза чаще, чем у девочек.
Проявление аутизма изменяется в зависимости от возраста и уровня развития пораженного человека. Есть много поведенческих характеристик, используемых для описания людей с аутизмом; наиболее общими из них являются:
1. Нарушение развития социальных навыков:
Кажется, что люди с аутизмом:
игнорируют существование и чувства окружающих их людей — даже своих родителей;
не пытаются найти в других утешения, когда им плохо; не чувствуют необходимости поделиться с другими своими проблемами;
не способны подражать, или же имитируют действия других людей механически, без всякой связи с ситуацией;
не способны завязать дружеские отношения с ровесниками, а если и вступают в такие отношения, то ведут себя неестественно.
2. Нарушения развития речевой и неречевой коммуникации:
Люди с аутизмом обнаруживают:
отсутствие коммуникации через жесты и мимику; часто отсутствие речи;
явно ненормальное неречевое общение: избегают смотреть в глаза собеседнику, не улыбаются на обращенную к ним речь; не здороваются с родителями, гостями;
речь фонетически ненормальна (ритм, интонация и т. д.); монотонность речи или высокий тон;
речь ненормальная по форме и содержанию: механическое повторение услышанных когда-то фраз без отношения к данной ситуации;
неспособность начать и поддержать беседу с другими, хотя речь и нормальная.
3. Нарушения в развитии игры и воображения; ограниченный круг интересов и действий:
Люди с аутизмом:
ведут себя отчужденно, нервно, крайне неестественно; часто имеют отсутствующий, устремленный в себя взгляд;
предпочитают уединение, играют сами с собой; не умеют играть в ролевые игры; других детей используют в игре только механически;
обнаруживают отсутствие воображения и интереса к воображаемым событиям;
проявляют стереотипные движение тела (хлопает руками, крутит предметы, трясет головой и т. д.)
настойчивое внимание к частям предметов (например, обнюхивание предметов, постоянное постукивание, ощупывание, поглаживание предметов, верчение колес игрушечного автомобиля и т. д.);
тяготение к определенным предметам, настойчивое требование иметь всегда определенный предмет в руках;
ограниченный круг интересов и концентрация на чем-то одном (например, выстраивание предметов в линию);
настойчивое требование придерживаться точного повторения одних и тех же действий, ритуальность;
проявление неудовольствия или истерики при изменениях в окружающей обстановке.
Ни один человек не имеет всех характеристик аутизма, или же не имеет всех их в одно и то же время (симптомы меняются с возрастом и умственным развитием). Необходимо отметить, что у людей с аутизмом неровное развитие, что может позволить им быть талантливыми в узкой области, например, в музыке или математике, тогда как у них может быть большой дефицит в умениях«связанных с повседневной жизнью. В целом аутизм характеризуется нарушением в развитии мыслительных, социальных, речевых/языковых умений и ненормальной реакцией на ощущения: зрение, слух, осязание, реакция на боль и т. д.
Поскольку аутизм представляет собой широкий спектр поведенческих отклонений, нельзя рекомендовать одно универсальное средство для всех людей, страдающих аутизмом. Все люди с аутизмом похожи, и вместе с тем, каждый из них уникален.
Исследования очень убедительно показали, что наиболее эффективным «лечением» аутизма является строго структурированная программа обучения, которая должна быть индивидуализирована для каждого человека, в зависимости от его конкретных нужд. Эта программа должна периодически пересматриваться и корректироваться.
Люди с аутизмом могут сделать значительный прогресс при правильном обучении. Чем раньше начата коррекционная работа с ними, тем больше шансов на хороший исход лечения.