Заказать звонок
Харьковская Психологическая Школа

История и состав Харьковской психологической школы

К нач. 1930-х гг. идеологическая атмосфера в Москве начала сгущаться. Относительно безопасней было на периферии. Это стало главным мотивом отъезда (бегства) ученых из Москвы. Первым приютом в Харькове для Лурия, Леонтьева, Запорожца оказалась Всеукраинская психоневрологическая академия (Харьков в те годы был столицей Украины).

Харьковская психологическая школа зародилась в 1932 г. когда группа московских психологов, учеников Выготского (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Т. О. Гиневская, Л. И. Божович) переехала в столицу Украины того времени, Харьков, где была дополнена примкнувшими к ней местными психологами (такими как П. И. Зинченко, П. Я. Гальперин, В. И. Аснин, Г. Д. Луков, а затем и К. Е. Хоменко, В. В. Мистюк, Л. И. Котлярова, Д. М. Дубовис-Арановская, Е. В. Гордон, Г. В. Мазуренко, О. М. Концевая, А. И. Розенблюм, Т. И. Титаренко, И. Г. Диманштейн, Н. Н. Соломах[ин?]а и Ф. В. Бассин). Леонтьев в своей автобиографии указывает, что в 1936-37 годах Харьковская психологическая школа насчитывала 15 сотрудников.

Представители Харьковской психологической школы работали и развивали идеи Л. С. Выготского в 30-е гг. (примерно с 1931 по 1941 г.) в ряде учебных и научных учреждений Харькова, таких как Украинская психоневрологическая академия (в прошлом Украинский научно-исследовательский психоневрологический институт), Украинский научно-исследовательский институт педагогики, Харьковский государственный педагогический институт им. Г. С. Сковороды, Харьковский педагогический институт иностранных языков. Леонтьев принимал непосредственное участие в работе Харьковской психологической школы в период с 1931 по 1935 г.: в 1935 г. Леонтьев вернулся в Москву, в то время как заведование кафедрой психологии педагогического института, центральной организации школы, взял на себя Запорожец. Исследования этого периода легли в основание психологической теории деятельности. Лурия продолжал исследования аффективной сферы и в 1937 г. защитил в Харькове докторскую диссертацию. На методах и результатах исследований продолжало сказываться влияние Выготского, труды которого к середине 1930-х гг. были запрещены. После перерыва, вызванного войной (1941-1945) многие исследования продолжились в Москве и Харькове.

Научный вклад Харьковской психологической школы

Основные направления исследований в Харьковской психологической школе включали эмпирические исследования таких разнообразных психических явлений и процессов, таких психических действий как:

простейшие орудийные действия ребенка (Гальперин);

сенсорные действия, в т. ч. цветочувствительность кожи ладони (Аснин, Запорожец, Леонтьев);

двигательные навыки, в т. ч. формируемые неосознанно (Аснин);

умственные действия, формируемые в контексте наглядно-действенного и логического мышления (Аснин, Запорожец, Хоменко);

формирование образа в условиях активного и пассивного осязания (Гиневская, Котлярова);

мнемические действия при произвольном и непроизвольном запоминании (Зинченко);

генезис эстетического восприятия у детей (Арановская, Запорожец, Хоменко, Концевая, Титаренко);

осознание речи в процессах игры у дошкольников (Луков);

формирование понятийного мышления у детей (Концевая).

История Харьковской психологической школы и отношение ее исследований этого периода к идеям Л. С. Выготского представляют собой в известной степени «белое пятно» в историографии психологии. Некоторые работы Харьковской психологической школы либо публиковались в малодоступных и малотиражных сборниках тех лет (главным образом, на украинском языке), либо остались неопубликованными. В настоящее время в связи с возросшим интересом в мировой психологии к традиции культурно-исторической психологии Выготского и интенсивным поиском своих оснований и направлений развития деятельностной психологии и теории деятельности А. Н. Леонтьева представляется необходимым реконструировать этот этап развития отечественной психологической науки во всей его полноте.

Послевоенный период и до наших дней

Все исследования были прерваны началом Великой Отечественной войны. После войны значительная часть Харьковской психологической школы переехала в Москву, в то время как оставшиеся в Харькове П. И. Зинченко, В. И. Аснин и их сотрудники продолжали интенсивные исследования в области психологии памяти, инженерной психологии и развивающего обучения (известная также как система Эльконина-Давыдова) на базе Харьковского педагогического института им Г. С. Сковороды (под руководством Аснина), а также Харьковского педагогического института иностранных языков и Харьковского университета (под руководством Зинченко, позднее Г. К. Середы). 5 сентября 2000г. был создан факультет психологии (деканом, которго по сегодняшний день является Лактионов А. Н.)

Ближайшие тренинги
Видео «Механизмы развития конфликта»
Тренинги
Видеозапись вебинара Александра Тарасова (21.04.2019 г.)
Тренинги
Видео «Как сделать свою женщину счастливой, не изменяя себе.»
Тренинги
Видеозапись вебинара Евгения Яковлева (от 26 ноября 2019 г.)
Тренинги
Автокурс
«Как стать психологом для себя, для семьи и для дела во время кризиса и после него»
Тренинги
Запись вебинара
«Треугольник Карпмана:
самая частая ловушка в отношениях.
Как понять и выйти.»
Тренинги
Запись вебинара
«Современный нетворкинг»
Тренинги
Запись тренинга
«МАСТЕР СЛОЖНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ:
лучшие техники убеждения
сообщества переговорщиков»
Тренинги
Видео «7 причин, почему вы не замужем и как все исправить за 100 дней»
Тренинги
Подарочный сертификат: оригинальный и полезный
ПОДАРОК
для ваших близких
Тренинги
Видеозаписи вебинаров
для Премиум-пакета
Тренинги
Запись вебинара
«7 причин, почему вы не замужем
и как все исправить за 100 дней»
Тренинги