Заказать звонок
Я думаю или Я чувствую — какая фраза более убедительная?

Казалось бы, фразы «я думаю» и «я чувствую» могут быть взаимозаменяемыми. Но с психологической точки зрения это не совсем так, ведь в основе данных фраз лежат разные понятия — либо мышление, либо чувство, сообщается в новом исследовании, опубликованном в журнале Personality and Social Psychology Bulletin.

Убедительная сила мысли и чувства

Различного рода фразы и сообщения могут быть сформулированы как на эмоциональном, так и на когнитивном языке. Мы можем сказать: «Я чувствую себя счастливым» или «Я думаю, что я счастлив». Оба сообщения имеют эмоциональное содержание, но люди реагируют на них по-разному.

Исследователи решили выяснить, какие сообщения — аффективные или когнитивные — являются более убедительными. В ходе экспериментов обнаружено, что, если люди склонны думать когнитивно, скажем, об экономической политике, то наиболее убедительными аргументами для них, вероятно, будут когнитивные, если эмоционально — то аффективные.

Ученые попросили 65 участников эксперимента дать оценку природным явлениям — причем люди должны были высказаться когнитивно или эмоционально. Часть из них делали описания, основываясь на чувства (например, приятное или неприятное, страшное или успокаивающее и т. д. ) или на мысли (например, бесполезное или полезное, вредное и т. д. ).

После этого им дали прочитать сообщение-призыв сдать донорскую кровь, в котором содержались аргументы в пользу этого благородного дела, основанные на словах «думать» и «чувствовать». Затем участников исследования спросили, какова вероятность того, что они будут сдавать кровь в будущем.

Оказалось, что люди, которые высказывались о мире когнитивными терминами, были более склонны сдать кровь, когда сообщение было сформулировано в терминах «мышления». Для тех из них, кто говорил эмоциональными терминами, наиболее убедительными оказались сообщения, основанные на чувствах.

Мужской разум, женские чувства?

Это говорит о том, что, если вы хотите убедить кого-то в чем-то, полезно знать, что лежит в основе мироощущения другого человека — мысли или чувства, и соответственно этому нацелить ваши сообщения. Если вы еще не знаете этого, то самый простой способ выяснить — послушать, как они высказываются об окружающем мире — когнитивно или эмоционально.

Еще один из наиболее очевидных путей выяснить это — гендерные различия. Женщины склонны придавать больший вес эмоциональным аргументам, в то время как мужчины — когнитивным. Чтобы проверить эту теорию, ученые показали мужчинам и женщинам рекламу нового фильма. «… Мы обнаружили, что для женщин более убедительными являются анонсы нового фильма, если они имеют отзывы, начинающиеся со слов „Я чувствую“. Для мужчин — с фразы „Я думаю“,— отмечают исследователи.