Журнал New Scientist опубликовал исследование американских психологов из Университета Огайо, в результате которого ученые обнаружили следующую закономерность в покупательском поведении: стоит подержать предмет в руках всего 30 секунд, и с ним уже почти невозможно расстаться. Эксперты решили выяснить, как именно тактильный контакт влияет на оценку человеком какого-либо объекта.
В качестве испытуемых они пригласили студентов университета. Добровольцам требовалось предложить цену за простую кофейную чашку на открытом или закрытом аукционе. При этом участники эксперимента могли ознакомиться с будущим лотом, подержав его в руках. На это им было дано разное время.
Половина испытуемых получила чашку в руки на 10 секунд, а остальные — на 30. После этого авторы эксперимента попросили участников предложить свою цену.
К моменту начала аукциона все участники знали розничную цену чашки — 3 доллара 95 центов; им также специально рассказали, что точно такую же чашку можно купить в магазине неподалеку.
Все участники эксперимента получили по 10 долларов для торговли. Тому, кто выиграет аукцион, исследователи обещали выдать не только кружку, но и оставшиеся от покупки «экспериментальные» деньги. Когда ученые подвели результаты экспериментов, выяснилось, что люди, подержавшие кружку полминуты, давали за нее цену гораздо выше, чем те, кто рассматривал ее всего 10 секунд.
Также исследователи проверили, как часто максимальная цена на аукционе превышала розничную стоимость кружки. Выяснилось, что люди, которые держали кружку в руках в течение 30 секунд, предлагают за нее большую цену в четырех случаях из семи. И хотя кружку в среднем оценили в 4 доллара 49 центов, два раза ее стоимость превышала 10 долларов. В то же время, в группе «10 секунд» предложение превысило розничную стоимость только однажды.
«Сила притяжения увеличивается, как только с вещью появляется физический контакт,— пишет журнал New Scientist,— и она растет еще, по мере того как долго этот контакт продолжается».