Ученые университетов Торонто и Нью-Йорка долгое время занимались изучением поведения групп людей, находящихся под давлением отрицательных стереотипов и предрассудков. Майкл Инзлихт (Michael Inzlicht), доцент факультета психологии университета Торонто, считает, что люди, принадлежащие к расово- или социально-стереотипизируемым группам, теряют способность к самоконтролю.
В его понимании самоконтроль — это важный, но ограниченный ресурс, лежащий в основе человеческого поведения. Стресс и страх перед стереотипами, присущий таким людям, приводят к значительному снижению уровня самоконтроля и невозможности выполнения элементарных заданий. Эти выводы Инзлихт получил на основании нескольких экспериментов.
Стереотип 1: Белые умнее афро-американцев
Инзлихт и его коллеги зачитывали выдуманные ими же сценарии, содержащие двусмысленные высказывания в отношении расовой принадлежности, 38 афро-американским студентам Нью-Йоркского университета. Результаты показали, что это вызвало у студентов повышенную тревожность и воспрепятствовало эффективному выполнению простейших заданий — составлению конспектов, изучению расписания и т. д.
В другом эксперименте 21 белый и 21 афро-американец Нью-Йоркского университета были разделены на контрольную и тестовую группы случайным образом. Контрольной группе сообщили, что им предстоит пройти тест, имеющий отношение к психологическим факторам. Второй группе сообщили, что проверять будут их уровень их умственных способностей, намек, запускающий негативные стереотипы в отношении способности афро-американцев к логическому мышлению.
Затем студентам давали совершенно абстрактное задание на способность к концентрации. «Афро-американцы, которым сообщили, что тест будет оценивать их способности, показали значительно более низкие результаты по сравнению с контрольной группой», — говорит Инзлихт.
«Когда внимание студентов фиксируется на их расовой принадлежности, они начинают беспокоиться о своем поведении и о том, чтобы произвести наиболее выгодное впечатление, что требует значительного самоконтроля, и справляться с заданиями они просто не в состоянии».
Стереотип 2: Женщины не разбираются в математике
Такая тенденция наблюдалась и в эксперименте, проверяющем действие гендерного стереотипа. 61 девушку-студентку того же Нью-Йоркского университета опять же случайным образом разделили на контрольную и тестовую группы.
Контрольную группу предупредили, что им дадут задание на построение словесных цепочек, а тестовую — о предстоящем задании по математике. При этом участниц из каждой группы предупредили, что при прохождении этого теста были замечены гендерные различия, тем самым активируя стереотип о том, что женщины не так сильны в математике, как мужчины.
«Девушки, которым сказали, что тест направлен на выявление половых различий в математических способностях, выполнили его гораздо хуже», — говорит о результатах эксперимента Инзлихт.
Можно с достаточной долей уверенности утверждать, что стереотипы играют очень важную положительную роль, поскольку служат для «экономии мышления». Однако людей из стереотипизируемых групп надо учить бороться со «страхом перед стереотипами», иначе это приведет к ухудшению качества их жизни.
«Прививкой от этого недуга может стать открытый разговор о предрассудках и стереотипах и предотвращении их отрицательного влияния на общество», — говорит Майкл Инзлихт.