Разные люди имеют совершенно разные интересы и круги общения, более того, с течением времени многим может показаться, что с годами у них становится больше друзей. Однако, уверяют голландские социологи, это не так. Когда речь заходит о действительно близких друзьях, то оказывается что половина из них у каждого человека меняется примерно раз в 7 лет.
«В результате, у всех людей примерно раз в 7 лет минимум наполовину меняется круг общения, но социальная сеть как таковая в размерах почти не меняется», — говорит Геральд Молленхорст, социолог из Университета города Утрехт в Нидерландах.
По его словам, многие люди уверены, что они и только они осуществляют контроль за тем, кого они выбирают себе в качестве друзей. Однако в реальности на данный процесс оказывают ничуть не меньшее влияние социальные сети и условия, которые они создают для общения людей.
Молленхорст рассказывает, что целью их исследования было установить на сколько процесс дружбы людей определяется социальным контекстом, а на сколько личными предпочтениями. В итоге голландские социологи опросили более 1000 человек в возрасте от 18 до 65 лет, после чего связались с ними через 7 лет.
Из первичной группы пообщаться удалось с 604 респондентами, которым были заданы простые вопросы: С кем вы обсуждаете ваши личные проблемы? Кто помогает вам по дому? С кем вы проводите свободное время? Откуда вы узнали этого человека? Поддерживаете ли вы с этим человеком контакт сейчас?
В результате выяснилось, что почти у всех респондентов размер социальных сетей остался стабильным, однако многие из членов социальных сетей были новыми. Лишь 30% опрошенных показали за 7 лет относительную стабильность. У 48% респондентов социальные сети обновились наполовину или более.
Моллленхорст говорит, что их исследование показало, что формирование социальных сетей — это чрезвычайно сложный процесс, гораздо более сложный, чем считалось ранее. «Наши друзья очень часто просто зависят от контекста или ситуации, причем многие члены одной и той же социальной сети ранее даже не встречались друг с другом», — заключает он.
«Можно сказать, что мы лишь наполовину делаем своих друзей. Другими важными факторами являются контекст, контакт и последствия», — говорит Молленхорст.