Заказать звонок
Что ищем, то и находим

О невербальных признаках, сигнализирующих, что ваш собеседник говорит неправду сейчас, наверное, знает практически каждый. Благодаря телесериалу «Теория лжи (Обмани меня) «психологические секреты, позволяющие обнаруживать обман, пользуются огромной популярностью. И теперь уже не всякий рискнет во время разговора почесать нос (для тех, кто не знает — один из классических признаков лжи) — а если он действительно чешется? …

Но, оказывается, с определением лжи не все так просто, как это выглядит на экране или в книгах Пола Экмана и Алана Пиза.

Жители западных стран не только читают книги, но и посещают специальные тренинги, где учатся определять признаки обмана по поведению собеседников. Но такие программы, по мнению психологов, кроме небольшого улучшения этого навыка не способны превратить человека в детектор лжи. К минусам подобного обучения можно отнести то, что выпускники таких тренингов начинают чаще замечать признаки лжи… даже в те моменты, когда их собеседники говорят совершенно искренне.

Психолог Джом Масип (Jaume Masip) и ее коллеги из Университета Саламанки (Испания) считают, что обнаружили причины подобных неудач. Дело в том, что на тренингах учат замечать только сигналы обмана в поведении человека. Впоследствии, применяя полученные знания на практике ученики вполне успешно продолжают отыскивать эти признаки, невзирая на другие сигналы, указывающие на то, что человек говорит правду.

В своем эксперименте ученые разделили испытуемых на две группы. Одну группу учили определять правду, а другую — ложь. После курса обучения участники должны были при просмотре видеозаписей оценить правдивость высказываний людей.

По сравнению со своими начальными способностями, оцененными еще до начала тренинга, люди, натренированные определять ложь обнаруживали ее гораздо чаще, чем это было на самом деле. И напротив, те, кого учили определять правду полагали, что люди говорят правду чаще, чем это было на самом деле. Представители из обеих групп оценивали одни и те же видеозаписи, отличалось лишь направление (правда или ложь), которое и приводило их к столь различному результату.

Результаты эксперимента показали также, что участие в обучающих программах делает их людей более уверенными в своих оценках.

Возможно, после тренинга по определению лжи необходимо дополнительно учиться определять правду, чтобы скомпенсировать возникающий перекос в оценках? Именно такую рекомендацию дают авторы исследования.

Однако существует одна фундаментальная проблема: непогрешимых признаков лжи или правды не существует.