Сталкиваясь с различными проблемами, испытывая жизненные трудности, переживая внешние или внутренние конфликты, мы пытаемся защитить себя и свою психику от вредного воздействия этих напастей. Кто-то усиленно ищет виновного, чтобы «повесить на него всех собак» и на том успокоиться. Кто-то с головой уходит в активную деятельность и на время забывает о своих несчастьях. А кто-то и вовсе отрицает то, что в его жизни что-то идет не так…
Защищая себя от боли и невзгод, мы часто делаем это абсолютно неосознанно — такова особенность работы защитных механизмов психики. Всего психологических защит насчитывается более двадцати, остановимся лишь на некоторых, наиболее распространенных.
Замещение: «В поисках козла отпущения»
Замещение — это такая форма психологической защиты, когда чувства и эмоции, направленные на один объект, переносятся на другой. А переносятся они потому, что этому самому изначальному объекту, которому наши чувства предназначены, предъявлять их совсем не безопасно — можно нарваться на неприятности.
У датского художника-карикатуриста Херлуфа Бидструпа есть замечательная картинка: человек, получивший «по шапке» от начальника, является домой и срывает зло на жену. Та, в свою очередь, ни за что ни про что навешивает подзатыльников сыну, сын дает пинка собаке, а собака — кусает начальника, который всю эту кашу заварил. Все. Круг замкнулся.
То есть что получается? Незадачливый служащий, которому босс учинил разнос, переживает сильные эмоции: он возмущен, так как считает критику несправедливой, унижен и зол на босса. Но, в силу вполне определенных обстоятельств, не может отплатить «дорогому» руководителю той же монетой. Тогда наш герой ищет объект замещения и отводит на нем душу. К примеру, может пихнуть кого-то в метро, накричать из окна своей машины на водителя другого автомобиля, ну, и классический вариант — сорваться на домашних. Причем во всех случаях человек будет абсолютно и искренне убежден, что окружающие получают от него «на орехи» вполне заслуженно. Это не он отыгрывается на ни в чем не повинных людях, это те люди сами плохие. Так работает механизм замещения.
Проекция: «Сами вы хороши!»
Данный защитный механизм представляет собой приписывание собственных качеств, пороков, мотивов, поступков, желаний, слабостей, неприемлемых мыслей — другим людям. При этом наличие у себя этих самых гнусных пороков, мыслей и побуждений мы иногда всячески отрицаем.
Известно, что самыми отъявленными ревнивцами часто оказываются те, кто и сам, что называется, не без греха. Таким образом, склонный к адюльтеру муж, проецируя собственные мысли и желания на свою жену, может незаслуженно подозревать ее в наличии любовника. Заядлый выпивоха в каждом встречном видит любителя «заложить за воротник», тот, кто нечист на руку — крепче других держится за свой карман, опасаясь воришек, а любитель разносить сплетни будет горько сетовать на злые языки, что «страшнее пистолета».
Существуют и противоположные примеры проекции, когда другой человек наделяется нами самыми лучшими качествами, которых у него нет и в помине. Когда ему приписываются светлые чувства, которые он и не думал испытывать. Так, будучи влюбленными, мы награждаем наших возлюбленных самыми разнообразными достоинствами (увы, не всегда заслуженно). Или, горячо симпатизируя кому-то, (например, коллеге по работе) вдруг начинаем замечать, что и объект наших симпатий стал бросать на нас горящие взоры. Но так ли это на самом деле? А может, это лишь действие механизма проекции?
Компенсация: «Я все равно добьюсь успеха!»
Не обладая теми или иными качествами — ослепительной красотой, гениальным умом, искрометным юмором — мы нередко стараемся как-то компенсировать свои недостатки. С помощью механизма компенсации мы избавляемся от психологического дискомфорта, сохраняем самоуважение, поддерживаем настроение и уверенность в себе. И иногда при этом достигаем значительных жизненных высот. Пути здесь могут быть разные: кто-то стремится к вершинам успеха, подчиняя и унижая других, а кто-то — развивая и совершенствуя свои способности.
Наполеон, как известно, отличался низкорослостью и страдал от этого. «Пусть стать высоким не в моих силах, но я могу стать великим!» — решил он однажды и в итоге добился желаемого. Агата Кристи с детства была крайне застенчива и косноязычна. Перспектива поддерживать разговор в компании малознакомых людей наводила на нее ужас, а уж если нужно было выступить публично — она и вовсе забывала слова. При этом фантазия и письменная речь, как нетрудно догадаться, у будущей писательницы были развиты очень хорошо. Сконцентрировавшись на своих сильных сторонах, она заслужила всемирную славу и звание «Королевы детектива».
Регрессия: «Назад, в прошлое!»
Иногда, переживая какие-то жизненные трудности, мы хотим снова стать маленькими, предоставив другим — сильным и взрослым людям — решать наши проблемы. Примерно так и действует защитный механизм регрессии: мы, будучи неуверенными в своих силах, боясь взять на себя ответственность за что-либо,— возвращаемся на ту стадию развития, где нам не грозила опасность, где мы чувствовали себя защищенными.
Классический пример регрессии: в семье появился второй ребенок, и первенец, чтобы привлечь к себе родительское внимание, тоже принимается разыгрывать роль младенца — просит соску, перестает пользоваться горшком, постоянно плачет…
Регрессия у взрослого человека проявляется, когда в сложной ситуации, требующей от него активных действий, он вдруг неожиданно сказывается больным, снимая с себя тем самым всякую ответственность за происходящее. А как мы иногда себя ведем, когда обижаемся на наших близких? Капризничаем, «дуемся», «играем в молчанку»… В общем, впадаем в детство.
Рационализация: «Да, но…»
Этот защитный механизм помогает нам оправдать себя в чужих и в своих собственных глазах, если наши поступки или мысли не слишком-то нас красят и не добавляют нам очков:
«Да, я изменила мужу, но он сам меня до этого довел своим невниманием!»;
«Да, я уже год не могу найти работу, но без связей невозможно подыскать нормальный вариант!»;
«Да, я получил двойку за контрольную, но ведь и Иванов тоже получил! А он — отличник!» — пытаемся мы рационально объяснить свое поведение.
Реактивное образование: «От любви до ненависти и наоборот»
Используя данную защиту, человек заменяет неприемлемые для осознания тенденции — на полностью противоположные.
К примеру, некая женщина в глубине души ненавидит свою свекровь, но при общении с ней демонстрирует совсем иное поведение: нахваливает биточки из манки, которые та готовит, поет дифирамбы ее болонке, спрашивает во всем совета… То есть, вытеснив в бессознательное чувство неприязни к родственнице, она начинает выдавать противоположное своим чувствам поведение.
А как ведет себя мальчишка, влюбившись в соседку по парте? Правильно,— дергает ее за косички. Вот вам и еще один пример реактивного образования.
Отрицание: «Этого просто не существует!»
Когда страус прячет голову в песок, реальность со всеми ее опасностями в виде голодных гепардов и разъяренных львов, перестает для него существовать. Страус ведь не видит проблемы, а значит, для него ее не существует. Так же ведет себя и человек с включенным защитным механизмом отрицания. Игнорируя нежелательные, тревожащие нас события, делая вид, что ничего особенного не происходит, мы защищаем себя от переживаний. Например, тот, кто панически боится заболеть смертельной болезнью, замечая у себя симптомы так пугающего его заболевания, может их просто проигнорировать, закрыв на них глаза.
Защитные механизмы — дело, конечно полезное. Но лишь до поры до времени. В трудной ситуации они помогают нам восстановить психологическое равновесие, поддержать самооценку, обрести чувство защищенности. Но они дают лишь временный эффект, ничего в нашей жизни, по сути, не меняя.
Представьте, что человек в любой сложной ситуации, впадает в детство. Или — систематически срывается на других, снимая с себя всякую ответственность за происходящее. Или же — отказывается признавать наличие проблемы, по — страусиному пряча голову в песок… Защита, подобно доспехам, оберегает нас в опасный для нашего психического здоровья момент. Но жить, никогда не снимая тяжелых доспехов, согласитесь, крайне неудобно. Поэтому, необходимо разоружаться. Хотя бы иногда.