Новое исследование показало, что гримасы страха и отвращения не только выражают эмоции, но и влияют на сенсорную восприимчивость человека. Еще Чарльз Дарвин предполагал, что общие для разных культур и даже видов мимические реакции — например, широко открытые от страха глаза, — предназначены для обострения восприимчивости к определенным внешним раздражителям. Аспирант Джошуа Сасскинд (Joshua Susskind) и его коллеги из Университета Торонто (Канада) проверили эти предположения на практике, сообщает New Scientist.
В ходе одного из экспериментов добровольцы должны были быстро заметить появление на экране точки. При этом некоторые из них должны были сохранять нейтральное выражение лица, другие — сделать гримасу страха (широко раскрытые глаза и рот, расширенные ноздри) или отвращения (сморщенный нос, сощуренные глаза). Во время другого теста участники должны были с тем же выражением лица максимально быстро перемещать взгляд между двумя точками, расположенными на расстоянии 30 см друг от друга. Помимо быстроты реакции ученые также замеряли объем воздуха, вдыхаемого участниками.
Исследователи обнаружили, что в обоих случаях гримаса страха обостряла восприимчивость участника. Широко раскрытые глаза позволяли оперативно замечать появлявшиеся в поле зрения объекты и быстро переводить взгляд, расширенные ноздри обеспечивали больший объем воздуха при вдохе без дополнительных усилий.
В дальнейших исследованиях Сасскинд надеется выявить участки мозга, связанные с обработкой и применением дополнительной информации, полученной благодаря обострению восприимчивости.