Если достижение собственных целей зависит от других людей и от способности повлиять на их поведение или мышление, то власть становится стилем жизни, а значит стилем мышления и основным движущим мотивом человека.
Всегда ли наличие у человека мотива власти связано с руководящей должностью?
Возможно, вы удивитесь, но нет никакой взаимосвязи между наличием мотива власти, должностью и даже сферой деятельности. Бывает уборщица с мотивом власти: понаблюдайте за тем, как она работает. Как будто бы специально она выжидает момент максимального скопления народа, чтобы все поднимали ноги или перешагивали чистый пол на цыпочках, извинялись и чувствовали себя неловко, а она бы, поругиваясь, была в центре внимания и главной фигурой в офисе или учреждении.
Спросите, а где тут власть? А она начинается там, где появляются цели, да не всякие, а только определенные, исполнение которых зависит от других людей. Что главное для той уборщицы? Поспорьте — быть очень значимой, заметной и важной. Возможно ли достижение этой цели в отсутствие других людей? Никогда!
Власть как стиль жизни имеет четыре ключевых ценности, которые и определяют поведение носителей этих ценностей.
Первая ценность — это влияние — способность управлять поведением других людей. «Если то, что я делаю, помогает мне управлять поведением других людей, то мне это интересно» — так думает носитель мотива власти.
Вторая ценность — это способность вызывать эмоции. Такому человеку очень важно, чтобы на него реагировали. Появившись в аудитории, он будет всячески привлекать к себе внимание. Его даже не важна окраска этих эмоций: пусть даже негативная, лишь бы не равнодушие. Громко делать комментарии, ярко одеваться, страстно говорить, ругаться, стоя в очереди, лишь бы заметили и прореагировали.
Выдающиеся артисты — это люди власти, хоть они и не занимают руководящих постов.
Выдающиеся продавцы — это люди власти. Для них нет большего азарта, чем влиять на поведение покупателей. Они знают, что это в их власти — совершит покупатель покупку или нет.
Лучшие учителя, преподаватели, тренеры — это люди власти. Их задача — повлиять на поведение своих подопечных и вызвать изменение в их поведении. В ВУЗах есть такая практика, что прекрасные ученые становятся преподавателями и имеют совершенно неудовлетворительные результаты в этой области. Нет ничего удивительного в этом, ведь у настоящих ученых совершенно другая мотивация, чем у людей власти. Для ученого важен личный результат, а не эмоции других людей. У него даже нет такой мысли — влиять на поведение студентов, заставлять их учиться, производить на них впечатление. Единственное, что для него важно и ценно — это донести до них качественно подготовленный изучаемый материал. Однако лишь для небольшой части студентов этого достаточно. И это студенты с точно такой же мотивацией, как у преподавателя — мотивацией достижения личного результата.
А у людей власти есть третья ценность — контроль. Контроль для них — это уверенность в том, что все, что было сделано до него — неправильно и это надо все переделывать. Они ненавидят хаос. Если нет структуры, ее нужно тут же создать. Надо организовать порядок, ввести правила игры и отслеживать, чтобы все соблюдали эти правила. В наше время есть такой пережиток советских времен — должность «старшего по подъезду». Если в каком-то подъезде не было такого человека, то он сразу находился и говорил: «Как? У вас нет старшего по подъезду?! Тогда я им буду! Все завтра на собрание!» И хотя это собрание никому кроме него самого не нужно, эта должность дает может быть единственный в их жизни шанс повлиять на поведение других людей, обратить на себя внимание и быть уверенным, что ничего не произойдет без их ведома.
Четвертая ценность людей власти — престиж. Именно для них работают именитые дизайнеры, выпускают дорогие машины, которые по своей главной функции — ездить — ничуть не уступают в несколько раз более дешевым. Именно благодаря им процветают дорогие дома моды: часы, украшения, аксессуары, ручки, мобильные телефоны. Все эти вещи кроме их прямого назначения имеют цель распознать своих среди чужих.
Человек, для которого престиж стоит среди его ценностей на первом месте, обязательно покажет свои дорогие часы окружающим и заметит, кто как отреагировал. У нас есть знакомый, преуспевающий бизнесмен, для которого ценность престижа не стоит на первом месте, но он понимает, что его успех зависит от того, как на него будут реагировать нужные люди. Поэтому он возит с собой весь набор необходимых аксессуаров: Breguet за 100 тыс.долларов, по которым время смотреть неудобно; ручку Montblanc, которая давно уже не пишет; телефон Vertu с золотым корпусом за 5 тыс.долларов, который очень неудобен в обращении, потому что золото — мягкий металл, и на нем постоянно образуются царапины и сколы, которые приходится полировать, а во-вторых, потому что начинка в этом телефоне не приспособлена для пользования ею, как будто бы там нужна одна только кнопка «ответ на звонок»
Эти четыре ценности — влияние, способность вызывать эмоции, контроль и престиж — составляют основу мотивации, которая называется власть. Стиль поведения человека зависит от соотношения важности для него этих ценностей. Если он хочет контроля и влияния, то это серые кардиналы, игроки невидимого фронта. Его не волнует престиж и те эмоции, которые он вызывает.
Если главное — это престиж, то для него важно, чтобы все знали, с кем он знаком, какие у него часы, где он покупает себе обувь и в какой школе учатся его дети. Иногда это доходит до комичного. Босс приходит на работу в новых часах, а никто этого не замечает. Большего облома и представить себе трудно. Но надо как-то исправлять ситуацию, поэтому он идет на жертвы и отправляется с народом обедать. Там-то и представился случай «случайно» рассказать историю, как остановил гаишник и спросил время, а он, посмотрев на свои новые часы, ответил, а гаишник даже денег не взял, сказав, мол, часики-то у тебя простоваты, наверное, и самому денег не хватает. «Знал бы он, сколько стоят эти простоватенькие часы» — закончил обеденную историю наш герой. И тут по коллективу поползли разговоры про новые часы, кто-то самый смелый, затаив дыхание, обратился к боссу с прямым вопросом: «а сколько же?» И тут же об этом узнал весь коллектив…
Замечательной демонстрацией идеи престижа является рабочий кабинет американского миллиардера. Его офис находится на последнем этаже самого высокого небоскреба города, причем занимает весь этаж. Размер офиса таков, что один только стол в нем близок по размеру к футбольному полю. Не понятно, как его туда заносили, потому что он сделан из ценных пород дерева и производит впечатление монолита. Входящий в кабинет посетитель видит хозяина издалека, благо у того установлен на столе микрофончик, и поэтому его приветственная фраза «здравствуйте, чем я могу вам помочь» звучит сразу ото всюду и вводит посетителя в полное замешательство своим несоответствием ситуации. И это только начало демонстрации власти. Хозяин кабинет невысок ростом, и поэтому в кабинете все продумано с учетом этого. Сбоку стоит кресло для гостей. Шикарное кресло из особой кожи, которую натирает специально обученная горничная особыми мастиками. У кресла есть один нюанс: оно без ножек. Поэтому когда посетитель садится в него, то коленки оказываются на уровне головы, а руки свисают почти до пола.
Над столом висит лампа в 500 ватт, которая направляет точечный луч в конкретную точку стола, туда, где лежит рука хозяина с бриллиантовым кольцом. Когда на бриллиант попадает луч света, то человек, сидящий в кресле, буквально слепнет. Тогда хозяин кокетливо извиняется и чуть пододвигает ладонь в сторону, уводя алмаз из-под лампы. Но это не спасает жертву престижа, потому что при этом приподнимается рукав пиджака и открываются ролексы, которые пускают такие «зайчики», что глаза посетителя начинают слезиться, и он вынужден отвести взгляд в сторону. А там уже все приготовлено для этого: золотой макет роллс-ройса чуть ли не в настоящую величину. И выглядит действительно так, как если бы он был сделан из чистого золота. Единственная мысль появляется в голове: «не может быть». И тут вращающийся макет поворачивается капотом к зрителю, и вместо номера табличка с одним единственным словом: «yes». И когда вы, еще не веря своим глазам, поворачиваетесь к хозяину в поиске точки опоры, он, дружелюбно кивая, говорит: «yes».
Ангелина Шам и Макс Котков