У делового общения есть две цели. Первая цель — подкрепление желательного поведения собеседника. Мы подкрепляем его своим общением: «Так со мной стоит взаимодействовать». Вторая задача делового общения — изменение нежелательного поведения на желательное. Иногда мы понимаем, что сотрудник взаимодействует с нами не в формате. Наша задача — помочь ему. Это хороший человек, даже если он сейчас немножко ошибается, и нужно перевести его в нужный формат.
Бытовое общение часто не имеет какой-то определённой цели. Как в анекдоте: «Гиви, у тебя дуршлаг есть?» — «Нет. А тебе нужен?» — «Нет».— «А зачем спрашиваешь?» — «Просто разговариваю».
В деловом общении, взаимодействуя с другим человеком, мы, наоборот, ставим чёткие цели на общение и заранее предполагаем некий результат. Многие люди, когда дело касается вопросов бизнеса, переходят из обычной жизни в деловой формат, где важно уважать интересы и время другого человека. Поэтому к эпизоду делового общения лучше готовиться. Это удобно сделать с помощью такого инструмента, как позиция восприятия. Из первой позиции восприятия задать вопрос: «Чего я хочу от общения с этим человеком? Какой результат я хочу получить?» Второе — это задать вопрос: «Какие интересы моего собеседника в этом общении? Чего хочет он?» Потом посмотрите на ситуацию взглядом эксперта. Как бы построил этот разговор мастер делового общения? С чего бы он начал, как бы продолжил, как подошел бы к завершению? В завершении подумал бы на будущее — как этот разговор повлияет на мои стратегические цели и стратегическое взаимодействие с этим человеком.
Я предполагаю, что, подобно тому, как перед деловым разговором следует привести в порядок свою одежду, также стоит привести в порядок свои эмоции. Эффективное деловое общение проходит в формате, который комфортен обоим партнерам. Если ваш партнер поддерживает эмоциональный формат общения, то он допустим. Если же партнеру важен деловой этикет, то стоит следовать ему до последней буквы.