Автор: Марина Смирнова
Этот вопрос, на мой взгляд, сильно соотносится с принятыми поло-ролевыми стереотипами в воспитании. Проще говоря, он подразумевает, что мальчиков и девочек правильно воспитывать по-разному (мальчиков одним образом, а девочек ― другим), и тогда из них вырастут правильные мужчины и правильные женщины.
Меж тем в современном обществе сами представления о женском и мужском типе поведения очень меняются и очень разнятся. Кто-то по-прежнему придерживается традиционных взглядов о том, что задача мужчины ― добыть мамонта (а значит, мальчика надо воспитать ловким, сильным и агрессивным), а удел женщины ― поддерживать огонь в очаге, вкусно мамонта готовить и воспитывать детей (и тогда девочке следует быть милой, заботливой и владеть навыками ведения хозяйства). Другая часть общества решила, что каждый независимо от пола решает, как обходиться с мамонтом, а также образованием, работой и воспитанием детей. Границы между женским и мужским поведением стираются, можно быть решительной женщиной, можно нежным мужчиной.
Из вышесказанного следует, что каждая семья будет воспитывать мальчиков и девочек во многом исходя из своих представлений о мужских и женских ролях, а значит, моделей воспитания мальчиков и девочек много.
Мне кажется важным, воспитывая мальчиков и девочек, не упускать из виду, что все девочки разные, и все мальчики разные тоже. Воспитать принцессу из девочки-сорванца довольно сложно, даже если отказать ей в педальной машине и игрушечном пистолете. Дайте ей отыграть роль кавалерист-девицы. Вероятно, став старше, она сама захочет примерить бальное платье и корону. А если и не захочет, просто будет счастливой. Счастливой девочкой. То же и с мальчиками. Относитесь уважительно к особенностям и потребностям своего ребенка вместо того, чтоб подстроить его под нереальные ожидания. Тихий и застенчивый мальчик, возможно, станет великим ученым или известным музыкантом. Не надо делать из него мачо ― он будет счастлив только если останется собой.
Напоследок еще один миф.
Часто приходится слышать, что «мальчику нужен отец». Очевидно, подразумевается, что девочке отец нужен меньше, а то и не нужен вовсе. Это, конечно, не так. И мальчику, и девочке нужны образцы женского и мужского поведения, ведь научиться быть женщиной невозможно без взаимодействия с мужчиной, равно и наоборот. Опять же, самый простой и логичный способ научиться женско-мужскому взаимодействию ― это подсмотреть его в своей семье у родителей, бабушек и дедушек и т. д. Но и здесь не надо доходить до крайности. Родители, остающиеся вместе «ради детей» часто перечеркивают свои жизни и учат детей быть несчастными ― ведь дети видят все, что мы хотим спрятать. Ребенку любого пола лучше жить с одним счастливым родителем, чем с двумя несчастными, а опыт взаимодействия полов он с лихвой доберет у друзей, родни, знакомых ― одним словом, в большом мире.