Новая статья — интервью с Дмитрием Устиновым размещена на 1-й странице газеты «The Moscow Times» — с анализом ораторского стиля и мастерства В. В. Путина. Также в статье раскрывается вопрос о том, можно ли научить и стоит ли учиться говорить, «как Путин». Опубликовано в номере газеты от 7–9 сентября 2012 г. (англ. «Leadership 101: Learning to Talk Like Putin»).
— Почему Владимир Путин привлекателен как оратор? В чем главный секрет его мастерства?
Я могу дать экспертную оценку, как психолог и специалист, более 20 лет занимающийся темой публичной речи, риторикой и обучающими тренингами, оценку речи Путина с точки зрения ораторского мастерства. Полагаю, что если бы сейчас делался рейтинг президентов как ораторов, то Путин бы в 3-ку лучших ораторов смело вошел бы. По моей оценке, туда бы вошли еще Обама и Саркози (если на время забыть, что один из них уже бывший). В речи всегда есть два кита, две главных составляющих — форма и содержание. Содержание — это «что» говориться, форма — это «как» говориться. Так вот, можно сказать, что «секретом» Путина является сбалансированное и умелое сочетание этих составляющих. У него не выпадает и не является слабым ни один из значимых элементов, из которых эти форма и содержание состоят.
К примеру, энергетика речи нашего главного слуги народа, с одной стороны сдержанная, но, с другой, достаточная по силе и не вялая, что нередко бывает у публичных людей. Такое сочетание силы и сдержанности производит убедительное впечатление на людей — есть и внутренняя сила, есть и авторитетное достоинство. Для сравнения, энергетика Жириновского хотя и сильная, но зашкаливающая по эмоциональной амплитуде, и у многих ассоциируется с клоунадой и производит эпатирующее или протестное впечатление. Владение голосом у Путина также на хорошем уровне — ровный, твердый, на грудных резонаторах, приятная (по крайней мере, для политика) тембровая окраска. К технике речи также сложно придраться. Четкое строение фраз. Выделение силой голоса опорных слов. Умелое владение паузами. Практически чистая, с минимумом мусорных слов, речь. Хороший контакт глаз с публикой или камерой. Из несомненных сильных сторон также можно отметить уверенность и быстрое мышление в ситуации повышенного внимания и стресса, чем обладают далеко не все ораторы.
К владению содержанием у президента относится также и умение мыслить на публике, импровизировать в речи, говорить без бумажки, отвечать на любые, даже трудные, вопросы (и далеко не все из них являются домашними заготовками). Путин демонстрирует также такие ораторские навыки, относящиеся к содержанию, как креативность, быстроту реакции, развитое ассоциативное мышление, даже остроумие — его «перлы» известны и уже вошли в историю. И список этих речевых элементов и параметров, которые грамотно используются президентом, можно продолжать. Поэтому, вроде бы не обладая какой-то одним гениальным или просто выдающимся качеством в речи, за счет сочетания всех составляющих и параметров, речь Путина воспринимается как убедительная, сильная и влиятельная.
Подобное грамотное сочетание говорит о том, что президент умеет учиться и делает это с помощью хороших специалистов по речи и влиянию. Это подтверждает и тот факт, что за время своего появления в большой политике его речь сильно изменилась в лучшую сторону. Кто из читателей был внимателен, наверняка заметил, что в году 99-м и около наш президент говорил тихим, немного робким голосом, не слишком успешно скрывал волнение, бегал глазами, не отрывался от бумажки и т. д., теперь же он вполне достойно представляет страну.
— Как вы преподаете эти методы на ваших тренингах?
Я преподаю методы и концепцию, систему ораторского мастерства, которая позволяет достичь как раз грамотного, оптимального сочетания формы и содержания, поднять речь на новый уровень, помогает усилить личное влияние для каждого участника. Подчеркиваю, это именно система и концепция, а не хаотичный набор отдельных приемов, чем часто грешит любое наше обучение. Сами по себе отдельные приемы не представляют особой ценности по той простой причине, что в реальной жизни работает только вся система целиком, а не отдельные ее части, и настоящий мастер обязан ею владеть.
Здесь уместно сравнение с обучением английскому языку — достаточно ли изучить пару-тройку приемов, чтобы свободно общаться с иностранцем? Нет. Для этого необходимо усвоить, как в целом устроен этот язык, из чего он состоит, понять, какие у него закономерности и внутренняя логика, а уж слова-то дальше подучаться.
Также важным элементом в обучении ораторскому мастерству является практика. Только в теории никакому практическому навыку научиться невозможно. Например, можно ли по книгам научиться водить автомобиль? Играть в футбол по лекциям? Научиться плавать по семинарам в Интернете? Или хотя бы стрелять из рогатки? Ответ очевиден. Любое практическое мастерство требует практической отработки. Поэтому на тренинге мы изучаем и отрабатываем элементы ораторского мастерства на практических упражнениях, моделируем речевые ораторские ситуации, соединяем вместе форму и содержание, закрепляем в специальных играх, получаем обратную связь.
— По вашей практике, кто заинтересован в изучении этих методов? Кому может быть полезно умение «говорить, как Путин»?
Совсем «как Путин» говорить не надо, надо по-своему. Как сам же президент сказал — «обезьянничать мы не будем». А если в своих сильных моментах речь ваша и речь ВВП совпадает, то за это можно только порадоваться. Например, если лучшие футболисты мира, взять хотя бы Месси и Рональдо, совпадают в своих сильных сторонах — скорости, технике, точности удара, быстроте мышления, это не значит, что они являются копией друг на друга. Они оба лучшие, но разные, и этим интересны.
А заинтересованы в обучении ораторскому мастерству все люди, кто пока не считает себя в этом гением, готов и желает учиться, кто хочет добиться повышения планки своего уровня речи и влияния, да и плюс получить заряд энергетики, поскольку тренинг — вещь очень творческая и эмоциональная. На тренинги всегда приходят люди разных профессий — от врачей до банкиров, разных статусов — от студентов до директоров предприятий, разного пола — от женщин до мужчин, да и уровень начальной подготовки неодинаков, но это не является препятствием. Тренинг тем и ценен, что нет задачи играть свою социальную роль, а есть задача познать, чего ты реально стоишь, и как эту «стоимость» поднять. Много обращается ко мне и депутатов, министров, представителей власти, серьезных бизнесменов и политиков, правда, уже для подготовки в персональном режиме. Не имею права называть имя, но назову должность — являюсь личным тренеров премьер-министра одной из стран СНГ.
Задачи и окружение у всех участников тренинга могут быть разные, но системность подхода и суть методики одна. И если вы этим мастерством владеете, вам непринципиально, в какой аудитории ее применять и на какую публику влиять, вы это все равно сделаете. Это как если бы вы были хорошим музыкантом, и наработанное мастерство у вас было бы уже в пальцах рук, перед какой именно публикой вы выступаете, уже не так важно. Вы только подберете для нее более подходящий репертуар, но само мастерство всегда останется при вас, оно уже у вас в крови. Так же и здесь — если вы уже владеете речью на хорошем ораторском уровне, вы сможете обаять любую публику, хотя и на разном содержании.
— Замечали ли вы влияние ораторского стиля Владимира Путина на других политиков или на бизнесменов?
Замечал и это неудивительно, поскольку авторитетный человек, вольно или невольно, всегда задает моду на одежду, поведение, вид спорта и на манеру говорить, разумеется, тоже. Думаю, влияние на стиль речи Дмитрия Анатольевича замечал не только я. Из других персонажей, кто на виду, это заметно, в частности, у Михаила Прохорова, хотя возможно, это происходит неосознанно. Правда, у самого знаменитого любителя баскетбола эта авторитетная и твердая манера говорить смотрится еще не слишком органично и временами даже наигранно, как любого человека, который еще в процессе обучения. Однако он человек способный, полагаю, еще научиться и достигнет новых вершин в ораторском искусстве.
Чего и вам всем желаю!