Заказать звонок

Суперпрофессионал

Суперпрофессионал должен отвечать четырем требованиям

Венгерские педагоги Ласло и Клара Полгар решили оспорить расхожее представление о том, что женщины хуже справляются с задачами, требующими пространственного мышления, и поэтому плохо играют в шахматы. Полгары хотели доказать, что все дело в подготовке. Своих троих дочерей они обучали дома, и к 2000 г. все они вошли в десятку ведущих шахматисток мира. Таким образом был развеян не только гендерный миф, но также миф о том, что лишь талант позволяет высоко подняться на избранном поприще.

Психолог Бенджамин Блум в книге Developing Talent in Young People описал факторы, которые, по его мнению, имеют решающее значение для становления таланта. Он подробно изучил детские годы 120 победителей международных конкурсов в самых разных областях — от музыки и живописи до математики и неврологии. Вопреки распространенным представлениям о врожденной гениальности, детские годы выдающихся мастеров не предвещали будущих успехов — они были обычными детьми.

Из книги Блума четко следует, что выдающиеся люди, о которых он писал, интенсивно работали, учились у первоклассных преподавателей и, кроме того, в годы становления постоянно ощущали поддержку со стороны близких. Исследования, продолжившие новаторскую работу Блума, показали, что настоящая звезда выделяется из когорты профессионалов благодаря продолжительности и качеству подготовки и практики.

Подлинный мастер должен отвечать четырем требованиям. Во-первых, работать лучше остальных коллег по цеху. Во-вторых, работать безупречно всегда, а не время от времени. В-третьих, он должен отлично выполнять всю работу, а не только какую-то ее часть.

Со стороны часто кажется, что лучшие профессионалы делают свое дело хорошо просто благодаря ежедневной практике. Но не всякая тренировка приводит к совершенству. Целенаправленная практика предполагает, что человек постоянно упорно учится делать то, чего прежде делать не умел.

Остановимся на том, что может дать целенаправленная подготовка руководителям. Считается, что в управлении многое зависит от харизмы. И это правда. Однако на удивление многие руководители уверены, что харизма — врожденный дар и если его нет, то ничего не попишешь. Это заблуждение. Харизму тоже можно обрести целенаправленной тренировкой. Нам довелось сотрудничать с ведущей театральной школой, чтобы развить определенные навыки у руководителей. Выполняя специальные упражнения, наши подопечные через некоторое время исправляли то, что считается врожденной манерой поведения, и явно преуспевали в этом. Даже Уинстон Черчилль, один из самых харизматичных деятелей ХХ столетия, отрабатывал ораторский стиль перед зеркалом.

У целенаправленной подготовки две цели: усовершенствовать уже имеющиеся навыки и углубить (или расширить) мастерство. Заметим, что гимнасты, писатели, музыканты и представители других профессий могут целиком сосредоточиваться на работе (или целенаправленной тренировке) не больше четырех-пяти часов в день. Большинство ученых отводят на самую напряженную интеллектуальную работу, скажем, формулирование новых идей, всего пару часов в день, как правило, утром. Может показаться, что это немного, но эти люди каждый день в течение двух часов действительно совершенствуют мастерство.

Руководители и менеджеры вряд ли тратят столько времени на собственное развитие — большую часть дня они проводят на встречах и совещаниях. То есть в год теряют до 700 часов, а за 10 лет — до 7000, которые могли бы потратить на целенаправленное профессиональное совершенствование.

Пренебрегая оттачиванием мастерства, легко выпасть из обоймы. Нередко оказывается, что специалисты высочайшего уровня повторяют то, что делали раньше. Их реакции становятся автоматическими. В результате они часто не знают, как поступить в нетипичной ситуации, — ведь привычка анализировать утрачена.

Подчас людей сбивают с толку книги, посвященные самосовершенствованию: их авторы исходят из того, что любой человек по определению готов к успеху; ему осталось лишь сделать несколько простых шагов — и все препятствия будут преодолены. Известно множество историй о безвестных спортсменах, писателях и художниках, которые якобы прославились в одночасье благодаря природным талантам. Но, изучая биографии людей, которые постоянно добиваются выдающихся результатов, мы неизменно обнаруживали за ними долгий, упорный труд.

Учеба, годы тренировки, благоприятные обстоятельства, везение — все это хорошо, но в первую очередь будущему мастеру надо разделаться с мифом о том, будто бы гениям все дается само собой, который очень уж крепко засел в умах. Самый яркий герой этого мифа — Вольфганг Амадей Моцарт. Никто не спорит с тем, что еще ребенком он проявлял необыкновенные музыкальные способности, но не надо забывать и о том, что он получил необычное для того времени воспитание, начав заниматься, когда ему не было и четырех лет. Моцарт не родился мастером — он им стал

Андерс Эрикссон
Майкл Притула
Эдвард Коукли

Ближайшие тренинги
Вступительные видеоуроки к тренингу Евгения Яковлева по развитию уверенности
Тренинги
Запись вебинара для мужчин
«Яркие отношения с женщиной. Как их создать и поддерживать.»
Тренинги
Видео «Эмпатия и эмоциональное влияние»
Тренинги
Видеозапись вебинара Евгения Яковлева (от 1 апреля 2019 г.)
Тренинги
ВЕБИНАРЫ+ИНТЕНСИВЫ СИНТОНА
Тренинги
Запись вебинара Евгения Яковлева
«Как уверенно пройти собеседование»
Тренинги
Запись вебинара Н.И.Козлова
«Психология успеха»
Тренинги
Видеозапись вебинара Евгения Яковлева (от 29 октября 2019 г.)
Тренинги
Автокурс
«Консультант, коуч, онлайн-тренер XXI века: введение в профессию»
Тренинги
Запись мастер-класса
«Манипулятивное Влияние и Защита»
Тренинги
Запись вебинара
«Как правильно отказывать:
3 способа сказать НЕТ,
сохранив хорошие отношения»
Тренинги
Запись вебинара для мужчин
«Место женщины в жизни мужчины»
Тренинги