Автор: Татьяна Мужицкая
«Если бы молодость знала!
Если бы старость могла!»
Возраст человека не подчиняется математическим законам
…»В сорок лет жизнь только начинается!» Восстановленные в правах на любовь и чувства сорокалетние женщины уже который год повторяют за Катериной эти горделивые слова. И подпевают другому любимому фильму: «У природы нет плохой погоды, ход времен нельзя остановить. Осень жизни, как и осень года, надо не скорбя благословить».
У меня есть приятельница Лена, энергичная и улыбчивая, которой уже даже и не сорок, а пятьдесят. У нее взрослая дочь, которая сама уже мать и жена, и любимая работа. Но, шумно отметив свой юбилей и вскоре после этого выйдя во второй раз замуж по огромной любви, она задумчиво заметила: «Скажу тебе крамольную мысль: все в жизни когда-нибудь должно случаться во второй раз!»
Лена, которую можно назвать «не первой молодости»… А, собственно, если не первой, то которой по счету? Третьей? Пятой?
Возраст человека меряет количество прожитых лет и исчисляется в цифрах. Цифры дают иллюзию арифметики, между тем возраст совершенно не подчиняется математическим законам. Сложение лет может означать то умножение ума, то его вычитание, а геометрическая прогрессия развития сменяться дробью памяти или делением на здоровье. Говорят: «старый, что малый». Еще говорят «впал в детство». Еще «умен не по годам». Еще: «Ну я тут с вами помолодел лет на двадцать!» Еще вечное: «время обнимать — время уклоняться от объятий». Правда, Экклезиаст не уточнил, когда же конкретно подходящее для этого время, во сколько лет.
Что же такое возраст? Обратимся к нашему любимому Владимиру Далю. Он определяет возраст как «степень взрослости, молодости и старости». Кстати, в словаре он приводит не только определение понятия, но и периодизацию. По Далю, существует пять таких степеней, или «возрастов»: младенческий, отроческий, юношеский, мужеский и старческий. «Можно бы прибавить,— пишет он,— утробный и дряхлый, да вставить еще после младенческаго ребячий, или детский, после юношескаго — возмужалый, после мужескаго — середовой и нетяглый».
Впрочем, это отнюдь не первая попытка систематизировать «возрасты» человека. Возрастную периодизацию развития предлагали еще Пифагор, Гиппократ и Аристотель. Система Пифагора была проста: весна (становление человека) — от рождения до 20 лет, лето (молодость) — 20–40 лет, осень (расцвет сил) — 40–60 лет, зима (угасание) — 60–80 лет.
Гиппократ выделял 10 семилетних периодов в жизни человека, а, по Аристотелю, детство и отрочество состоит из трех частей: от рождения до 7 лет, от 7 до 14 лет, от 14 до 21 года.
Для чего мы меряем рост ребенка? Зачем мы делаем зарубки на дверных косяках? Они нужны, чтобы фиксировать его рост и тем самым сознавать течение времени. Точно такие же «зарубки» времени в свое время привели к созданию календаря, когда древние люди заметили, что есть смена времен года. Человек еще тогда стремился к упорядочиванию течения времени. С одной стороны, это дисциплинирует (весной — сажать, летом — готовить сани, а зимой — телеги), а с другой стороны — дает уверенность в завтрашнем дне и оружие против хаоса. Всякие нарушения привычного течения очень тревожат: потому в зимние оттепели медведи вылезают из берлог, а люди страдают от депрессий.
То же самое и человеческий эмбрион в своем развитии должен пройти определенные стадии: в какой-то период он еще не отличается от зародыша животного, а в следующий — уже отличается существенно. Так же и человеческая жизнь: растет и меняется человек, меняются его принципы и взгляды на жизнь, меняются люди вокруг него, меняется его отношение к одним и тем же вещам. Об этом прекрасно написал аргентинский поэт Марио Бенедетти:
Когда мы были детьми
старикам было тридцать
океаном была лужа
смерти просто-напросто
не было
Когда мы подросли
старикам стало сорок
океаном стал пруд
смерть — просто
словом
Когда мы стали мужьями
старикам стало под пятьдесят
океаном стало озеро
смерть стала смертью
других
Теперь когда мы старше
нас настигает правда
океан становится океаном
а смерть становится
нашей
ВОЗРАСТ=РАЗВИТИЕ
Когда в конце 19 века психология оформилась как наука, психологи тоже задумались о периодичности человеческой жизни. В первой трети 20 века эти исследования выделились в отдельную научную область, которая получила название «психология развития». Ее цель — наблюдать развитие человека от его рождения до самой глубокой старости на разных психологических уровнях. Сегодня не существует единой общепринятой классификации возрастных периодов развития человека, хотя исследователи много раз пытались это сделать. Самый большой вклад в психологию развития внес знаменитый психолог Эрик Эриксон. Главной идеей его классического труда «Детство и общество» стало то, что существуют психологичес¬кие стадии развития «Я», в ходе которого индивид уста¬навливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде. Во-вторых, Эриксон утверждал, что становление личности не заканчивается в подростковом возрасте, но растягивается на весь жизненный цикл. И, наконец, Эриксон говорил, что каждой стадии присущи свои собственные параметры развития, способные принимать положительные и отрицательные значения. (Эрик Г. Эриксон. Детство и общество. СПб., 1996. С. 6–22 (Предисловие Д. Элкинда).
Согласно классификации Эриксона, эго проходит в своем развитии через несколько универсальных стадий, а каждая стадия жизненного цикла наступает в оптимальное время. Эриксон считал, что таких психосоциальных стадий — восемь, и для каждой из них характерен определенный тип кризиса или решающий этап в жизни человека. Индивидуальное своеобразие личности зависит от разрешения этих конфликтов.
Первый этап — от рождения до года, конфликт между доверием и недоверием;
Второй этап — от года до двух, конфликт между автономией и сомнением;
Третий этап — от трех до шести лет, конфликт между предприимчивостью и неадекватностью;
Четвёртый этап — конфликт между творчеством и комплексом неполноценности;
Пятый этап — юность, идентификация личности и путаница ролей;
Шестой этап — ранний взрослый период, конфликт между близостью и одиночеством;
Седьмой этап — поздний взрослый период, конфликт производительности и застоя;
Восьмой этап — конфликт цельности и безнадежности.
Благоприятные разрешения конфликтов называются «Добродетелями» («virtues»). Эти добродетели в порядке их поэтапного приобретения таковы: надежда, воля, цель, уверенность (или компетентность), верность, любовь, забота и мудрость.
Если мы понаблюдаем за нашей собственной жизнью, то и мы сами увидим, что некоторые проблемы мы переживаем с завидным постоянством, хоть и с интервалом в несколько лет. Мы снова и снова возвращаемся к ним словно на витке спирали, просто в другом контексте. Условно говоря: мы выходим на другой уровень игры, но его мы снова должны пройти от начала до конца, до следующего уровня.
По другой классификации считается, что критические возрасты кратны 12. 12, 24, 36 и так далее. Они смыслообразующие, потому что каждые 12 лет начинается новый виток, новый цикл. Я познакомилась с этой периодизацией на тренинге Татьяны Погосовой по управлению временем. Считается, что любая цель, которую может поставить перед собой человек, так или иначе должна попасть в одно из направлений, которые будут перечислены ниже. Каждое направление присуще тому или иному возрасту человека (плюс — минус). Эти направления еще называют уровни. На тренинге как раз и шла речь о том, чтобы планировать свою жизнь с учетом того, где ты находишься сейчас, куда собираешься двигаться. Тогда развитие происходит гармонично.
Двенадцатилетние периоды состоят из шести уровней, каждый длится примерно два года. Уровни плавно переходят один в другой. Я, конечно же, обнаружила себя во всех периодах (включая, как говорится, родовую горячку). Была несколько удивлена, потому что университетский курс возрастной психологии меня не вдохновил. А тут оказалось, что если перенести фокус внимания с патологии на норму, а еще лучше на себя любимого, оказывается много что можно понять и обустроить. Собственно Татьяна призывала задуматься в первую очередь именно о себе. Мне очень понравилась эта идея, хочу вас с ней познакомить.
0–2 года. Физический уровень. Никогда в жизни мы так быстро не растем и не меняемся, как в этом возрасте. Все потребности младенца ограничиваются удовлетворением физических потребностей: есть, спать, дышать. Маленький ребенок — абсолютный эгоцентрист, он требует всего вашего внимания, и чем ближе находится к вам, тем ему лучше и спокойнее.
2–4 года. Личностный уровень. В этом возрасте ребенок начинает понимать, что он — отдельная от родителей сущность. У него, который раньше стремился слиться с родителями в одно целое, вдруг появляется характер, именно в этом возрасте дети превращаются в тиранов: нет, не хочу, не буду, они начинают устанавливать свои границы. Происходит мощная лингвистическая трансформация с «Петя покушал» на «Я покушал». Я хочу! У него появляется «Я». На этом уровне впервые появляется стремление понять, кто я в этом мире.
4–6 лет. Межличностный уровень. Цель этого периода — создание отношений. Начинаются первые дружбы и детские влюбленности, первые обиды, расширяются границы своего «Я». Происходит идентификация по признаку пола, появляются не только первые попытки создавать и поддерживать отношения, но и сама потребность в этих отношениях.
6–8 лет. Социальный уровень. Ребенок пошел в школу, он стал частью другой, не семейной, системы, поменялась его роль в отношении других, появилась более очерченная система обязательств и обязанностей. В лексиконе появляется слово «должен». В начальной школе идет адаптация к жизни в обществе.
8–10 лет. Принципиальный уровень. Определяется мировоззрение. Родители знают, что стыдить детей до этого возраста практически бесполезно, они просто не понимают, что хорошо, что плохо, потому что у них нет четкого представления, что такое мир вокруг них. Поэтому на этом уровне формируются принципы («Крошка-сын к отцу пришел и спросила кроха: что такое хорошо и что такое плохо?» — наверное, ему было как раз 8–10 лет) Идет переоценка взглядов. «Ребенок, только перейдя в среднюю школу, понял, зачем нужно учиться»,— говорят иногда родители. Это означает, что он прошел этот уровень.
10–12 лет. Заключительная фаза 12-летнего цикла — духовный уровень. На этом уровне возникают вопросы типа: кто я как часть этого мира? Кто я вообще такой? Впервые возникают вопросы: «Что такое жизнь, что такое смерть, кто я, зачем живу?» Вообще в чем смысл жизни? А ответов-то нет! Подростки начинают осознавать себя частью чего-то большего, что иногда невозможно описать. В этом возрасте они бывают легко внушаемы, потому что открыты к пониманию чего-то большего, чем просто обычная жизнь. В этом возрасте велик риск суицида. Подростковые самоубийства поражают бессмысленностью, на самом-то деле смысл поступка в том, что они как раз пытаются понять, в чем смысл, в данном случае смерти. Вопрос исследуется чисто по-детски на основе предыдущего опыта, то есть через игру (эксперимент).
Этот уровень — важный этап глубинной внутренней работы, который готовит почву для сведущего витка. А дальше — новый виток:
12–14 лет. Снова физический уровень. Это период полового созревание, детский организм начинает перестраивается во взрослый. В 10–12 лет мы потерялись во Вселенной, а теперь вернулись обратно к себе — незнакомому, с новым непонятным телом.
14–16 лет. Следующий личностный уровень. Снова крайне сложный возраст для родителей. Возраст протеста, возраст самоопределения, захвата своей территории. Снова «Не хочу, не буду, я сам!». Ведение дневников, первые попытки стихов, стремление понять и узнать себя.
16–18 лет. Опять межличностный уровень, но на другом витке. Первые разбитые сердца, дружбы, начатые в этом возрасте, очень часто потом поддерживаются на протяжении всей жизни. Первая волна браков, часто непрочных и недолгих. Тусовки. Обычно в школе класс «задруживается» классе в 9–10, у многих так было. Еще и восклицают: а что же мы раньше-то не дружили? Где ж мы раньше были? А раньше было невозможно, время не пришло! То есть, было возможно в 5–6 лет, но плохо запомнилось.
18–20 лет. Важный социальный уровень — путевка в жизнь. В этом возрасте, как правило, одна система меняется на другую — школа на институт, на работу, армию. Опять мы должны учиться выживать в новом большом и незнакомом мире. Возрастные психологи поэтому возражают против 12–13 летнего обучение.
20–22 года. Снова принципиальный уровень. Во многих западных странах совершеннолетие по закону наступает с 21 года, и это не случайно. На принципиальном уровне, как мы помним, решается вопрос, что такое хорошо, что такое плохо. Предполагается, что в этом возрасте человек уже может понять, за кого голосовать, и осознанно сделать это. Принципиальный уровень — это уровень ответственности.
Период очень сложный, ведь надо переделать не больше — не меньше, а всю свою юношескую философию. Это возраст краха юношеских идеалов, «внесения корректив» реальности в идеалистический взгляд на мир, отказа от подростково-детского черно-белого взгляда на мир, расставания с юношеским максимализмом. Люди становятся способны распознавать полутона и оттенки, становятся терпимее. Это период очень болезнен, ведь он сопряжен, как правило, с внутренней работой, с рефлексией. Тем более в самой жизни в это время бывает не так уж многого конкретных результатов.
22–24 года. Духовный уровень. Очередной кризис. Экспериментов с жизнью и смертью уже нет, зато возрастает теоретический интерес к этим вопросам. Из тех, кто принимает наркотики, многие начали именно в этом возрасте. Люди начинают выяснять свои отношения с Богом тоже куда более осознано в этом возрасте.
В силу того, что человек еще молод, экспериментов может быть много. Может, религия, может, наркотики, может, экстремальный спорт. Лично мне гадалка нагадала, что я в 24 года умру, и как я сейчас понимаю, этот факт как раз укладывается в эту схему. Потому что, в свете пророчества гадалки, этот период в моей жизни был полон мыслей «о вечном». Я старалась использовать каждый день на полную катушку и избегать бессмысленного времяпрепровождения. Вообще, скажу крамольную мысль: молодому человеку полезно получить в этом возрасте подобное пророчество, чтобы осмыслить свою жизнь. А в 25 отпустило бы.
И новый виток.
Поздравляю, вы перешли на следующий уровень!
24–26 лет. Очередной физический уровень. Между прочим, мы начинаем стареть. Человек с ужасом или грустью замечает в зеркале первые морщинки или уж очень увеличившиеся в размерах залысины. Кстати, менеджеры по продажам в фитнес клубах утверждают, что именно эта возрастная группа лидирует среди их клиентов.
26–28 лет. Личностный уровень. Первые итоги, первые результаты, рейтинг среди однокурсников: кто чего добился, моя профессия или не моя, кто я, правильно ли я живу. Опять: «Нет, это не мое. Нет, мне этого не нужно». Это возраст, когда люди осознанно организовывают свое дело — и часто не по той специальности, которую они получили в институте. Или же меняют систему управления компании с той, которая руководствовалась традицией и «так принято» на ту, которая удобна и подходит лично им. Я знаю, как лучше! В этом возрасте или уже окончательно уходят из родительской семьи, или же начинают бороться за собственные права внутри семьи (если она есть). Первые разводы. Это возраст самоопределения, отделения, когда люди уезжают или в другой город, или в другую страну. Часто именно в этом возрасте рожают первых детей.
28–30 лет. Межличностный уровень. Те, кто еще не вышел замуж или же не женился, начинают это срочно делать или как минимум озабочиваются созданием семьи. Те, кто попал в первую волну браков, а потом быстренько развелся, начинают жениться по второму кругу.
30–32 года. Социальный уровень. Вопросы социальной устроенности становятся очень важными, люди меняют работы, ищут более престижную и хорошо оплачиваемую, отдавая приоритет материальным стимулам, стремятся сделать более значимым свой социальный вес. Иногда идут учиться, получать второе высшее образование. Чаще всего не для того, чтобы узнать новое, а чтобы использовать образование как средство для укрепления своего статуса. Есть такая особая ниша потребителей МВА, которые этим способом хотят именно поднять статус. Начинают карьерно расти.
32–34 года. Принципиальный уровень. «Нет ничего удивительного в том, что Иисусу было тридцать три,— говорит Татьяна Погосова.— Ну, в каком еще возрасте он смог сформулировать свои принципы, повести за собой сотни людей, которые потом превратились в миллиарды. Стало интересно, что было с Лениным в этом возрасте. Так вот, знайте: в тридцать два он издает свой фундаментальный труд „Что делать?“, в котором излагает концепцию партии профессиональных революционеров. А в 34 выводит большевиков из рабочей партии по идейным соображениям (а еще, по каким можно было это сделать в тридцать четыре-то!)».
34–36 лет. Духовный уровень. Начало кризиса среднего возраста. Опять много внутренней глубинной работы с вопросами, на которые нет очевидных однозначных ответов. Все только для того, чтобы опять выйти на новый виток. Причем, это происходит с каждым, независимо от того, чего человек достиг в жизни. Даже он живет в собственном дворце, написал десять книг, родил пять детей, получил Нобелевскую премию, в этом возрасте он неизбежно задастся вопросом: а смысл всего этого?
А дальше все по новой, только на другом витке спирали.
36–38 лет. Физический уровень. Именно в этом возрасте активизируются попытки бросить курить, бег по утрам, диеты. Человек узнает, что такое усталость, и еще узнает, что здоровым быть неизмеримо приятнее. Он начинает исследовать свой организм уже с точки зрения того, как его подольше сохранить молодым.
38–40 лет. Личностный уровень. Вторая волна кризиса среднего возраста. Осознавание своего «Я» в контексте: «я и профессия», «я и семья», «я и я сам». Жгучий интерес к семейной истории, километры откровений в блогах.
40–42 года. Межличностный уровень. В этом возрасте происходит переосмысление отношений с людьми, часто смена образа жизни. Любители шумных компаний и женщин чудесным образом становятся примерными семьянинами, застольные друзья в каждодневном окружении сменяются соседями по дому или даче, именно в этом возрасте из небытия извлекаются полузабытые одноклассники и однокурсники. Мой знакомый Александр, 42 лет, неожиданно попросил меня помочь ему издать его любительские стихи. Слава всенародного поэта ему не нужна, сборник он хочет издать за свой счет, маленьким тиражом — для сына. Насколько я знаю, знакомые Александра изумлены: кризис, у человека столько проблем в бизнесе, да и характера он совершенно не романтического, а он — чуть ли не на последние деньги стихи издает! Но для этого возраста поступок очень характерный. Какой тут бизнес, тут семья на первом плане!
42–44 года. Еще один социальный уровень. В этом возрасте часто работа отходит на второй план, с ней все понятно, никаких неожиданностей, карьеры в общих чертах сделаны, потолок виден. Поэтому человек начинает общаться вширь. Большое место начинают занимать увлечения, люди организуются в клубы единомышленников по увлечениям, поддерживаются отношения компаний приятелей по летнему отдыху в Турции или даже партнеры по ролевым играм. В таких компаниях его профессия, доход, жизненный успех часто никого не волнует. Он учится поддерживать отношения, в которых нет подчиненности, встраивается в систему как просто человек среди людей.
44–46 лет. Принципиальный уровень. В очередной раз осмысливаются отношения к базовым ценностям, что-то отходит на второй план, что-то, наоборот, занимает центральное место. Прощаются многолетние обиды, появляется понимание чужих поступков.
46–48 лет. Духовный уровень. Пострижение в монахи в современных условиях заменил дауншифтинг, или же переход на свободный график. Растить кабачки в деревне, наблюдать закат, думать о смысле жизни становится популярным образом жизни в этом возрасте. Так же, как и попытки наконец-то «остановиться, оглянуться», отодвинуть суетное и засесть за давно откладываемый роман.
И, наконец, в 48–50 летпонять, что здоровый дух бывает только в здоровом теле, купить велосипед, бросить пить (в этот раз окончательно и бесповоротно), перестать есть мясо, записаться на психологический тренинг и с новыми силами заняться собой на очередном физическом уровне.
И так далее.
Каждое двенадцатилетние тоже бывает окрашено одним из направлений:
Период 0–12 лет проходит под девизом физического развития, в 12–24 года важно личностное становление, в 24–36 лет на первый план выходит развитие отношений, в 36–48 приоритет отдается обретению социального статуса, в 48–60 происходит совершенствование принципов (вы когда-нибудь видели людей, которые не хотели бы лечить и учить других в этом возрасте?). И наконец, в 60–72 года люди наконец-то начинают понимать кто они, да зачем они живут.
Бизнес тоже живой организм!
«Любви все возрасты покорны»
Считается, что для гармоничного развития надо ставить перед собой цели одновременно на всех уровнях, при этом особое внимание уделять тем уровням, которые соответствуют вашему фактическому возрасту. Цели не обязательно отражают область, из которой они как бы произрастают. Например, секс. Цели могут быть связаны с сексом по-разному. Физическая — секс как зарядка, секс для здоровья, необходимость удовлетворить физическую потребность. Личностная — возможность самоутвердиться, может быть, узнать что-то новое, может быть, разобраться с какими-то своими ограничениями. Межличностная — для того, чтобы поддерживать и создавать отношения. Социальная — как возможность добиться власти и контроля. Принципиальная — эксперименты с сексом вызваны желанием проверить свои убеждения (нужно ли сохранять верность? Кому изменяешь, изменяя?). Духовная — как духовная практика, весь тантрический секс как философия на этом построен: сексуальный опыт как способ познания мира.
Вся схема прекрасно переносится на отношения и бизнес. У них тоже есть свои «возрасты» (один из известных спектаклей о любви так и называется: «Три возраста Казановы». Кстати, что интересно, Казанове в спектакле 73 года, 36 лет и 23 года — три духовных уровня).
Физический уровень.
Бизнес — как правило, в первые два года надо просто физически укрепиться и выжить в бизнес-пространстве. Отношения — в первые два года это сильное физическое влечение и только.
Личностный уровень.
Бизнес — как правило, следующие два года — это время самоопределения. Если учредитель не один, а несколько, то именно в это время они очень часто начинают конфликтовать, выяснять, кто главный.
Отношения — острая влюбленность через два года прошла, каждый пытается установить свои правила в отношениях, бывает, что люди расходятся, не умея уступать друг другу.
Межличностный уровень.
Бизнес — в этом возрасте компании начинают укреплять команду, начинают понимать, что персонал — один самых важных ресурсов.
Отношения становятся взрослыми и очень ценными, в них появляется много нюансов и глубины, о которой раньше и не подозревали.
Социальный уровень.
Бизнес — чаще всего на этом уровне начинается рост компании, есть не просто отдельно существующий бизнес, а еще и конкуренты, и бизнес-среда со своими все время меняющимися потребностями, есть клиенты.
Отношения — люди в это время часто как бы отпускают друг друга, дают друг другу развиваться независимо, поддерживая друг друга. Как никогда становится важен социальный успех партнера. Другие отношения в семье — с родителями, братьями и сестрами, тоже становятся важными, так же, как и отношения с другими семьями.
Принципиальный и духовный уровни.
В бизнесе на этом уровне все начинают серьезно озадачиваться правилами ведения дел, миссией компании.
Отношения — как правило, к этому моменту создаются основные ценности во взаимоотношениях, и люди начинают рассматривать отношения как что-то более важное, чем просто совместное проживание двух любящих людей.
Будущее уже посеяно
Давайте подумаем, что нам может дать эта периодизация. Давайте попробуем примерить это к себе. Самое главное: мы же всегда помним, что за зимой неизбежно настанет весна, даже если нам и надоели морозы. Возможно, если нам что-то не нравится и в нашей жизни, нам будет спокойнее, если мы будем знать, что вслед за одним этапом наступит другой. И это так же неизбежно, как смена времен года.
Или, наоборот, мы поймем, что если мы не предпримем никаких шагов, нас настигнет кризис на «точке смены дат» — мы застрянем «в детстве». Эрик Эриксон настаивает на том, что первые 12 лет — это импринтные годы, когда формируется стратегия поведения на всю жизнь. И если человек не отыграл ее в детстве, он может зависнуть в каком-то месте, и, как заезженная пластинка, раз за разом повторять одну и ту же ноту. И раз за разом наступать на те же самые грабли. Например, если человек в детстве не прошел межличностную фазу, у него могут начаться проблемы во взрослом возрасте. Психологические травмы, например, могут случиться от того, что подростку не дают общаться со сверстниками, («чтобы он не попал под их влияние»).
Желательно понять, на каком уровне человек сам находится, сопоставить с тем, чем он реально занимается, что он о себе думает, что он хочет, что его не устраивает. Иногда проще понять, что ему не нравится. Не надо печалиться: «Ну почему я такой инфантильный, мне пятый десяток, а я думаю, зачем звезды зажигают!» Может, вы просто не осознаете, что у вас сейчас идет духовный период. Или же у вас запланирована учеба, а вам хочется собой заниматься, и вы бежите вместо курсов в тренажерный зал и проводите там все время, удивляясь, почему раньше спортом не занимались. А раньше просто цели были совсем другие, а сейчас физический уровень в разгаре!
Строить планы на принципиальном уровне не означает достижения результатов, в это время для человека самое важное — «определиться с ориентацией», решить что-то глобальное. Что делать дальше? Что выбрать — работу или семью? Жить вместе с другим человеком или жить одному?
«У людей существуют трудности с постановкой целей на принципиальном и духовном уровне,— считает Татьяна Погосова.— Ведь цели на этих уровнях не предполагают конкретный измеримый результат. Могу привести в качестве примера, как я сама прописывала свои личные цели на принципиальном уровне. Какое-то время назад у меня была проблема с финансами, и я поняла, что на самом деле у меня в голове никогда не было ясного понимания того, что такое для меня деньги и как с ним обращаться. Мне всегда везло, и деньги просто были. И тогда я заставила себя сесть и написать-нарисовать картинку финансового благополучия, а потом задалась вопросом — какие у меня должны быть убеждения относительно денег, чтобы моя картинка стала реальностью? Получился списочек из простеньких правил, наверное, известный любому вменяемому человеку (только не мне, как выяснилось!). И теперь, когда я плачу, принимая то или иное, большое или маленькое финансовое решение, я все время задаюсь вопросом, чем я сейчас руководствуюсь. Стало намного лучше!»
Зная о возрастной периодизации, проще понять и другого человека, понять, что происходит с твоим другом, партнером. Ты его хочешь привлечь к утренним пробежкам, а он витает в облаках и пьет горькую, потому что задумался о смысле жизни. Или же говорит «Нет!» не потому, что ты что-то неправильно объясняешь, а потому, что он сейчас на все говорит «нет», очерчивая на своем новом уровне новые границы.
Всю жизнь мы растем. Когда работаем, учимся, рожаем детей, приобретаем дурные привычки, а потом боремся с ними, когда отдыхаем и радуемся. Но никакой рост не происходит мгновенно, это только в мультике бобовый стебель до неба может вырасти за ночь — у человека это происходит гораздо медленнее. И в своем развитии человек проходит определенные стадии, которых нельзя избежать. Об этом прекрасно сказал один из самых известных садовников (и по совместительству писатель) — Карел Чапек:
«Весну называют порой прорастания; на самом деле пора прорастания — осень. Это обман зрения, будто деревья и кустарники осенью голы: они усеяны всем, что на них появится и развернется весной. Это обман зрения, что осенью цветы погибают: они тогда как раз нарождаются. Мы не видим ростков, потому что они под землей; и не знаем будущего, потому что оно в нас. Если б мы могли видеть, сколько толстых белых побегов пробивается в этом старом культурном слое, что носит название „сегодня“, сколько семян незримо пустило ростки! Если бы мы могли наблюдать тайное клокотанье будущего среди нас, мы, наверно, сказали бы: какая чепуха — все наши скорби и сомнения! Поняли бы, что лучше всего на свете — быть живым человеком: то есть человеком, который растет».
Записала Ирина Белашева