Автор: Антон Безмолитвенный
Чем успешное, содержательное выступление, надолго остающееся в памяти людей, отличается от неуспешного и блеклого? Которое забывается через 2 минуты после окончания?
Первый ответ, который обычно приходит в голову,— эмоциональностью. И это правильно. Яркие, эмоциональные фразы и жесты, безусловно, привлекают внимание и создают антураж. Однако часто оставляют ощущение «пустышки» — много шуму из ничего. Это скорее шоу — развлекательное выступление. Не содержательное. Оратор, злоупотребляющий броскостью в ущерб содержанию, будет восприниматься как массовик-затейник, отнюдь не как серьезная фигура.
Значит, эмоциональную яркость необходимо дополнить простроенным смыслом. Только тогда выступление окажет настоящее воздействие: и на уровне сознания, и на бессознательном уровне.
Но как это сделать? Как грамотно структурировать свое выступление?
В чем проблема…
Предположим, сам оратор хорошо разбирается в излагаемом вопросе (что бывает не всегда). И даже искренне хочет, чтобы аудитория так же хорошо в нем разбиралась (что бывает еще реже). Гарантирует ли это четкое, ясное, сильное и структурированное выступление? К сожалению, нет.
Проблема структурирования выступления заключается в том, что в сознании оратора содержится целостный, трехмерный, нелинейный смысловой образ, и нужно как-то подредактировать его, чтобы передать, вложить в головы аудитории. Давайте подробнее с этим разберемся.
Кто из нас думает только словами? Только по-честному? Полагаю, почти никто. Вспомните, как вы провели это лето? Когда вы думаете об этом, в сознании возникают образы (картинки, фильмы, с трудом поддающиеся описанию «свернутые» смыслы), а не слова — я прав?
Действительно, думать словами — долго, сложно и непродуктивно. Визуальные образы или чистые, «свернутые» смыслы — гораздо быстрее, надежнее и результативнее. Вот и ораторы (как правило, люди неглупые) предпочитают эти эффективные способы мышления. Но другим людям в рамках публичного выступления содержание приходится передавать в словах!
Значит, надо выстроить сложное, комплексное, целостное понимание (имеющееся в голове оратора) в единую линейную последовательность слов. Ведь речь — линейный процесс. За одно мгновение мы можем высказать только одно слово.
В этом и заключается задача, стоящая перед оратором в процессе публичного выступления: «размотать» свернутый клубок мыслеформ как нитку, сделав для аудитории простым и доступным поэтапное осмысление темы.
Проблема достаточно велика и обширна, поэтому давайте разобьем ее на части и сегодня рассмотрим первые шаги — как структурировать вступление своей речи.
Для этого есть несколько стратегий:
1. Модель «от частного к общему»
При данном подходе во введении оратор сразу начинает разговор с частностей и конкретных примеров. И уже затем переходит к общему осмыслению и объяснению.
Пример: в 1970 годов в исследовательском комплексе DARPA (Министерство обороны США) был введен в эксплуатацию использующийся и поныне принцип четырехуровнего разбиения.
Он порождает массу проблем, поэтому надо разобраться с каждой из них отдельно.
В особенности является проблемным транспортный уровень (transport layer).
Вот например, когда я работал директором по IT в одной крупной российской компании, у нас был курьезный случай…
Как видим, для неподготовленного слушателя все предельно сложно и запутанно. Если вы не программист и не специалист в области IT, вряд ли вам будет просто во всем разобраться.
Вердикт: модель подходит для смешанной аудитории, в которой большая часть людей знакома с темой. По мере разворачивания сюжета оратор реагирует на вопросы аудитории и поясняет «темные» места и позабытые некоторой частью аудитории или же оставшиеся непонятыми положения.
Модель практически неприменима для аудитории, в которой большая часть незнакома/слабо знакома с темой. Рекомендуется для многократных (лекционных, семинарных) выступлений, чтобы не начинать каждое занятие заново.
2. Модель «от общего к частному»
При использовании этой модели оратор начинает с общих положений, описывая ситуацию в нескольких словах, а затем переходит к детальному разговору по отдельным темам.
Принцип напоминает Google Maps: сначала мы видим весь земной шар издали, затем детализируем (приближаем) отдельный его сегмент и видим страну, затем детализируем часть страны и видим город, затем детализируем город и видим улицу с конкретным домом. После этого мы можем быть уверены, что говорим с аудиторией на одном языке и имеем в виду один и тот же дом. А значит — можно смело прокладывать совместный маршрут и отправляться в увлекательное путешествие
Пример: Тренинги бывают разные. Принято подразделять их на открытые и корпоративные в зависимости от метода набора группы. На открытые тренинги приходят обычные люди, увидев объявление или рекламу; на корпоративные — собираются сотрудники определенной компании.
Открытые тренинги подразделяются в свою очередь на психотерапевтические (где стоит задача разобраться с психологическими проблемами людей и «подтянуть» их до приемлемого, нейтрального уровня) и тренинги личностного роста (на которых работают с целями и дальнейшим развитием достаточно благополучных в психологическом отношении людей, желающих большего).
Сегодня мы поговорим о тренингах личностного роста и об их разновидностях.
Вердикт: модель подходит для любых типов аудитории. Особенно рекомендована в случаях, когда оратор впервые видит аудиторию или большая часть аудитории незнакома с темой.
Пользуясь этой моделью, оратор последовательно разматывает весь клубок мыслей и делает их полностью доступными пониманию аудитории.
Для того чтобы данная модель встроилась в жизнь, была отработана до автоматизма, надо практиковаться. Сделать это можно на наших тренингах по риторике и ораторскому мастерству.
О следующих шагах подготовки публичного выступления (как грамотно преподнести и аргументировать свои тезисы, как привлекать и удерживать внимание аудитории, как грамотно завершить выступление) читайте в следующих моих статьях.