Внимание — это направленность психической деятельности на какой либо предмет, ситуацию или социальные отношения. Ни один психический процесс невозможен без концентрации и удержания внимания на каком бы то ни было объекте или событии. Внимание, как необходимое условие познавательной или любой другой деятельности изучается психологией с давних пор и является важной составной частью когнитивной психологии.
Есть взрослые люди, у которых с детского возраста имеются различные нарушения внимания. Зачастую эти взрослые в детском возрасте были очень активными и подвижными непоседами. Чрезмерная активность с годами к подростковому возрасту исчезла или значительно уменьшилась, а вот такие качества, как невнимательность и импульсивность, порывистость в поведении остались, к сожалению, на всю жизнь.
Чрезмерная активность, порывистость могут быть индивидуальными свойствами темперамента и вовсе не означать какой-либо патологии или отклонения в развитии. Однако же, если эта чрезмерная активность сочетается в детском возрасте с нарушениями активного внимания, то родители и педагоги сталкиваются со специфической проблемой, название которой Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
Варианты синдрома
Согласно американской классификации болезней DSM-IV выделяют 3 варианта этого нарушения:
a) синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность;
b) синдром дефицита внимания без гиперактивности;
c) синдром гиперактивности без дефицита внимания.
Чаще всего встречается первый вариант заболевания — сочетание гиперактивности и невнимательности.
Вторым по распространённости является невнимательный вариант без гиперактивности. Он встречается гораздо чаще у девочек, чем у мальчиков и отличается своеобразным уходом в свои фантазии и мечтания, то есть ребёнок в течении дня может периодически витать в облаках. (eng. Daydreaming).
Наконец, третий гиперактивный вариант без нарушения внимания может с одинаковой степенью вероятности быть проявлением определённых нарушений центральной нервной системы и также инвидуальными свойствами темперамента. Кроме того, нарушением внимания страдают дети с неврозами и невротическими реакциями. Другие заболевания также могут сопровождаться подобными нарушениями.
Тревожные сигналы
Если в 4-5 лет родители и воспитатели детского сада замечают, что ребёнок не может играть в спокойные игры, не в состоянии сосредоточиться на задании и закончить его, если он бросает одно занятие и начинает другое, не закончив которого, переходит к следующему, то такому ребёнку необходимо тщательное психологическое обследование.
Прежде, чем определить с какими именно проблемами сталкивается ребёнок, его поведение наблюдается в течении определённого времени дома и в детском саду. Только после этого, сравнивая наблюдения, психологи и педагоги могут говорить о конкретных трудностях, которые испытывает ребёнок. Далее в этом разделе мы описываем основные признаки и симптомы, характерные для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Компьютерные диагностические игры могут помочь определить эти проблемы. С их помощью можно протестировать различные свойства внимания, а в дальнейшем, выяснив слабые стороны, тренировать внимание с помощью игр. Компьютерное тестирование и тренажёрные программы получают всё большее распространение на постсоветском пространстве и по мнению многих специалистов (например, Заваденко Н. Н.) являются перспективным прикладным направлением в психологии.
Тем не менее, определить истинные проблемы ребёнка и поставить диагноз может только врач — невропатолог, психиатр, очень хороший педиатр.
Попробуем разобраться в том, какие проявления или особенности поведения ребенка должны насторожить родителей и воспитателей.
Диагностические критерии СВДГ
Из перечисленных ниже признаков хотя бы шесть должны сохраняться не менее 6 месяцев:
1) Неспособность сосредоточиться на деталях.
2) Ошибки по невнимательности.
3) Неспособность вслушиваться в обращенную речь.
4) Неспособность доводить задания до конца.
5) Низкие организаторские способности.
6) Отрицательное отношение к заданиям, требующим умственного напряжения.
7) Потери необходимых предметов при выполнении задания.
8) Отвлекаемость на посторонние раздражители.
9) 3абывчивость
Неспособность сосредоточиться на деталях.
Ребёнок воспринимает и запоминает предмет в общем, не вдаваясь в подробности и детали. Детали имеют большое значение в нашей жизни. Человек не учитывает каких-то мелочей и подробностей и, как результат, испытывает трудности или вынужден ликвидировать последствия такого невнимательного подхода к делу.
Ошибки по невнимательности
Такого рода ошибки также известны как «беззаботные ошибки» и мы хорошо знаем как дорого такие ошибки могут стоить в жизни.
Неспособность вслушиваться в обращенную речь
Дети с СДВГ недослушивают вопросы или обращенную к ним речь. Трудно говорить об установлении нормальных социальных отношений, если кто-то не слушает вас или перебивает.
Неспособность доводить задания до конца
Это является огромной трудностью для ребёнка с СДВГ. Усилия родителей и педагогов как раз должны быть направлены на то, чтобы приучить ребёнка заканчивать любые дела, какие-бы они не начинали.
Низкие организаторские способности
Ребёнок должен как следует удерживать внимание на том, что он делает и мысленно не терять содержания задания. Не помешает, при этом, расставлять приоритеты: что сначала, что потом и что для этого нужно. Важно, также, по ходу действия приспосабливаться к вполне возможным изменениям в ситуации. Оказывается, не так всё просто. Всё это связано с исполнительными функциями головного мозга, которые у ребёнка СДВГ недостаточно хорошо развиты.
Отрицательное отношение к заданиям, требующим умственного напряжения
Такое отношение вполне естественно, потому что трудные задания требуют дополнительных умственных усилий, энергетических ресурсов, которых у ребёнка не так уж и много.
Отвлекаемость на посторонние раздражители
Эта характеристика является противоположностью устойчивости внимания. Ребёнок отвлекается на посторонние стимулы-раздражители, которые к делу отношения не имеют. Тут есть две стороны медали. С одной стороны, ребёнок обнаруживает повышенное реагирование на посторонние стимулы, с другой стороны, ему так трудно удерживать внимание на задании или игре. Как следствие, внимание уходит на сторону.
Потери необходимых предметов при выполнении задания, забывчивость
Эти две характеристики можно объединить вместе. Они связаны с плохой способностью концентрировать внимание и со слабой кратковременной памятью. Чего только дети СДВГ не забывают в школе и в различных общественных местах: зонты, перчатки, шапки, различные личные вещи, школьные принадлежности и многое другое. Для некоторых детей и их родителей это представляет большую финансовую проблему.
Гиперактивность и импульсивность
Для диагностики гиперактивности необходимо наличие по крайней мере 5 из перечисленных ниже симптомов.
Признаки гиперактивности
Ребенок гиперактивен, если он:
a) совершает суетливые движения руками и ногами;
b) часто вскакивает со своего места;
c) гиперподвижен в ситуациях, когда гиперподвижность неприемлема;
d) не может играть в «тихие» игры;
e) всегда находится в движении;
f) очень много говорит.
Коротко говоря, ребёнок находится в постоянном движении. Даже когда он сидит, двигаются его конечности и голова. Так что гиперактивность невозможно перепутать с чем либо ещё. Правда, для достоверности, ребёнок может считаться гиперактивным или гипердинамичным, если он ведёт себя так по меньшей мере в двух местах, дома и в школе.
Признаки импульсивности
Под импульсивным мы понимаем ребёнка, который не способен остановиться и подумать, прежде чем заговорить или совершить действие. Ребенок импульсивен, если:
a) отвечает на вопрос, не выслушав его;
b) не может дождаться своей очереди;
c) вмешивается в разговоры и игры других.
d) делает что либо не подумав о том, какие будут последствия.
Последнее — действительно бич любого человека с СДВГ, взрослого или ребёнка. Такому человеку трудно задержаться и подумать хотя бы на один шаг вперёд. Интересный вопрос «Что будет, если я сделаю это?» если и всплывает в голове человека с СДВГ, то только на короткое время. И здесь нужна постепенная тренировка умения предвидеть результаты своей деятельности, начиная с детского возраста.
Свехподвижность — причина или следствие?
Многие родители и воспитатели считают, что основная проблема — это сверхподвижность ребёнка. Спору нет, гиперактивный ребёнок выводит из терпения даже самых спокойных и уравновешенных родителей и воспитателей, нарушает порядок в классе или детсадовской группе, своей фонтанирующей нервной энергией раздражает не только взрослых, но даже сверстников.
Но дело в том, что гиперактивность не является ключевой проблемой. Как уже говорилось выше, по мере созревания структур головного мозга, примерно к 13-15 годам гиперактивность значительно уменьшается или исчезает совсем. Могут оставаться только суетливые движения у взрослого и/или неспособность зафиксироваться в одном положении на долгое время.
Основными же симптомами СДВГ являются нарушение концентрации внимания и импульсивное, необдуманное поведение. Хотя причина или причины до сих пор достоверно не выяснены, целый ряд исследований позволяет предположить, что ведущим компонентом этого нарушения является неспособность мозга ребёнка к адекватной саморегуляции. Это касается как инициирования, так и торможения поведения и активности.
Источник: effecton.ru