Автор: Виталий Пичугин
Что делать тем людям, которые твёрдо уверены в том, что в них нет ни капли творческого начала?
Обычно у людей, которые считают себя не творческими, слишком развита функция контроля. Они сразу отсекают варианты, даже не успевая осознать их: это не красиво, это не для них…
Если человек держит себя в каких-то рамках, то его креативность не имеет возможности проявиться. А есть она у каждого. Ведь любой маленький ребенок, когда играет, пытается, например, надеть колечко не только на пирамидку, но и на любой выступ. И это уже творчество. Чтобы дать творчеству проявиться во всей красе, нужно снизить контроль — для этого подходят любые техники расслабления. Другой способ — просто сказать себе: вот сейчас я фантазирую, и тогда все сгодится, а потом я из этого нафантазированного отбираю то, что может быть актуальным.
Еще один вариант — начать писать любую критику, которая приходит в голову, или перед началом творческого процесса выплеснуть на бумагу все то, что происходит в голове на тот момент. Тем самым освободить голову от мыслей, которые мешают процессу. Данный способ описан у Джулии Кэмерон в книге о том, как она работает с творческими людьми. Она называет его «утренние страницы» и рекомендует творческим людям или тем, кто хочет разбудить в себе творческий потенциал. Метод простой: писать с утра три страницы любого текста, обо всём, что только приходит в голову. По ее свидетельству, те люди, которые этим занимаются, через некоторое время чувствуют в себе высвобождение творческого потенциала.
Очень помогают игры, в которые можно играть с детского возраста. Например, «каляки-маляки». Для игры нужны два человека, ручка и бумага. Один рисует закорючку, а второй пытается ее дорисовать до какого-то рисунка.
Другой вариант — из простого и понятного рисунка придумать кучу вариантов, что же это может быть. Это очень стимулирует креативность и очень весело.
Люди иногда думают, что творчество — это особый процесс, и в том, что касается воспитания детей, родители считают, что если они вдруг начинают приучать ребенка быть организованным, то они блокируют ему развитие творчества. Это не так. Дело в том, что можно рисованием или лепкой заниматься совсем не творческим образом, срисовывая образцы, а можно чистить картошку креативно и творчески. Вопрос в том, на что направлено внимание родителей, что они показывают ребенку и что он сам делает. Можно превратить уборку в творческий процесс: можно бросать игрушки в коробку, а можно интересно складывать. На таких вещах и воспитывается творчество. И еще один совет: пробовать делать привычные действия немного по-другому. Например, придумать новый маршрут от дома до работы, или покупать новые продукты. Когда мы не делаем все одинаково каждый день, а делаем все разнообразно, мы тем самым раскрашиваем нашу жизнь яркими красками. Для этого просто нужно поменять фокус зрения, вспомнить о том, что это возможно.