Когда мы начинали в Синтоне вести тренинги по эриксоновскому гипнозу и НЛП, встал вопрос о том, как сертифицировать группу.
Почему и для чего проводится сертификация:
Другие центры Росси выдают сертификаты о прохождении ЭГ.
Человек прошел длительный курс в объеме 144 часов и ему бы хотелось иметь какой-либо документ.
Это позволяет повысить мотивацию и ответственность участников.
Это способ отличать «научившихся» от «отходивших».
Возникает вопрос — как проверить квалификацию? То есть, как определить научился человек или нет? Знания определить достаточно просто: можно раздать группе контрольные вопросы и собрать письменные ответы. Таким образом можно проверить выучивание студентами конкретных теоретических положений, терминов.
Да, так можно проверить знания, но ЭГ и НЛП учит навыкам, а не знаниям! Как достоверно проверить навык?
Можно в конце курса провести сертификацию так, как это делается во многих других Центрах. Студентам предлагается распределиться на тройки. Один заявляет ситуацию, с которой хотел бы поработать, второй работает, а третий наблюдает. Далее они меняются ролями.
С нашей точки зрения — это формальный подход к сертификации, который не позволяет определить квалификацию должным образом. Во-первых, один учащийся не в состоянии определить квалификацию такого же другого. Приглашать сторонних специалистов дорого и сложно. Во-вторых, через 140 часов проведенных вместе (это еще если между сессиями не встречались, что, как правило, бывает) все с удовольствием поставят друг другу хорошие оценки.
Или просто: потому что добрый, или потому что он через 15 минут меня оценивать будет. Или, наоборот, поставит плохие оценки просто потому что…
Если в тройки объединяются по собственному желанию, то это напоминает экзамен, на котором я знаю какой билет вытяну, и какие дополнительные вопросы мне задаст преподаватель. Достоверность таких оценок можно даже не обсуждать – это абсолютно случайный выбор. Приглашать сторонних наблюдателей и устраивать жеребьевку среди участников, конечно, можно, но при работе с каждым конкретным клиентом в каждой конкретной ситуации не всегда надо ставить сигналинг, амнезировать, делать временную регрессию или каталепсию с галлюцинациями. Как проверить, что он этому научился?
Тоже как повезет?
(А повезет! Обязательно повезет после 140 часов, проведенных вместе ).
Таким образом, по прежнему остается открытым вопрос – как проверить навыки?
А чему мы учим? Мы учим воздействовать. Мы учим понимать свои цели и задачи, формулировать их и достигать. Мы учим выявлять мотивации других людей, воздействовать на себя и на других для достижения целей (своих или другого). Именно для этого мы учим наводить транс, ставить сигналинг, давать команды и всему прочему, что и проходится на 6 сессиях. Это инструменты, а не просто цели. Не может быть целью студента ответить на вопросы ХСР, навести транс, углубить его одним из методов и вывести.
Если проводить сертификацию по технически выполняемым элементам гипноза, то это, в конечном счете, может привести к серьезной подмене самой цели и ценности этого тренинга – выработки навыка достижения цели. Может быть, поэтому периодически слышно, что НЛП и ЭГ – это «набор техник». НЛП и ЭГ — это ни в коем случае не набор техник! Это один большой живой и целостный инструмент для достижения цели, для получения конечного результата. Не нужно делать отдельные элементы лишь потому, что я этому научился – надо делать то, что приведет к результату. Нельзя приучать студента демонстрировать элементы гипноза – надо учить его достигать результата наиболее простым, наиболее коротким способом!
Как же проверить то, что человек научился этому?
Мы предлагаем учащимся за время обучения выполнить квалификационную работу.
В чем она заключается? – На последнем занятии участникам раздается список группы, и в этом списке участники должны отметить тех, кого бы они порекомендовали своим знакомым, близким и родным для решения их задач. Единственным условием является то, что плюсы нельзя ставить всем – нужно поставить 3 и более минусов.
Почему, с нашей точки зрения, это отражает полученный навык, с одной стороны, и повышает мотивацию к обучению, с другой:
1 – мы учим ставить цели, воздействовать (скрыто и открыто) не только в рамках конкретных упражнений на группе, но и в своей жизни. Таким образом, мы можем проверить реальные результаты на членах группы – по анкетам.
2 – участники предупреждаются о данной системе сертификации на ПЕРВОМ занятии, и ведущие напоминают об этом почти на каждом последующем. У всех достаточное количество времени выявить мотивации, подстроиться по ценностям, утилизировать ошибки.
3 – группы многочисленны, и нужно не только выявить мотивации, но и проявить достаточную гибкость. С одним — быть более директивным, с другим — мягче, с кем-то нужно работать конкретно, а кто-то больше любит неформальные трансы.
4 – большая достоверность, так как учитываются мнения всех, а не одного случайного наблюдателя в одном конкретном упражнении
5 – студент замотивирован выполнять упражнения с разными людьми, а не с двумя-тремя, с кем легче и приятнее.
6 – студент стремится к овладению ЭГ, т.к. большинство (при благоприятном раскладе) будет его рекомендовать родным по тем результатам, которые были получены при выполнении упражнений именно с ним.
7 – такой подход работает на сплочение группы и установление в ней теплой атмосферы (потому что все общаются со всеми).
8 – стимулируется выработка наблюдательности (калибровка).
Нам бы хотелось здесь еще раз отметить саму формулировку задания:
«Поставьте пожалуйста плюс напротив того человека, к которому бы Вы направили своих близких. Это Ваше личное, субъективное мнение. Вы оцениваете не квалификацию, а выражаете свое личное мнение, которое ни в коем случае не будет расцениваться как объективная оценка квалификации».
Более того, на первом занятии мы специально говорим о том, что «вы можете договориться, кто кому ставит плюсы». В результате этим изящным ходом пользуются, почему-то, не все.
Отметим еще один момент: наличие минусов при оценке студентов не свидетельствует о том, что кто-то обязательно не получит сертификат. Часто минусы распределяются ровно по всей группе. С другой стороны, тренер может принять единоличное решение о выдаче сертификата (студент мог присоединиться на последнее занятие и группа его еще не знает, другие причины…).
Поскольку нужно поставить 3 минуса (без них не получается – в конце курса все готовы поставить всем по 10 плюсов), то каждый получает по несколько минусов. Это нормально. Но из раза в раз наблюдается один и тот же результат – у всех по 3-6 минусов, а у нескольких – 15-17. Это уже не случайность!
Таким образом, при решении о выдаче квалификационного сертификата учитываются два фактора: наблюдения тренера и количество баллов, набранных студентом.
Тренер оценивает студента, опираясь на формальные признаки:
Активность при обсуждении.
Вопросы, которые задает учащийся.
Обратная связь от «клиентов» при выполнении того или иного упражнения.
Выполнение заданий.
Выполнения отдельных элементов и прочее.
Вторым важным элементом в принятии решения о сертификации является квалификационная работа — оценки группы.
Тренер оценивает квалификацию, а группа — личную симпатию к специалисту.
Если человек не получил квалификационный сертификат — ему группа и тренер объясняют «почему» и рассказывают, на что обратить внимание. Часто рекомендуется пройти еще раз какие-то части (бесплатно!). Часто нужно доработать какие-то очень конкретные навыки.
И после этого можно придти на 5 сессию к другой группе, где тренер сам следит за выполнением заданий. Если группа поставила много минусов, то может подойти 5-7 человек и поручиться за этого участника — тогда тоже сертификат будет выдан.
Рекомендуемый тренинг
Эриксоновский гипноз
НЛП-практик