Заказать звонок

Почему вам не нужен тренинг личностного роста

С каждым годом тренинги личностного роста становятся знакомыми все более широкому кругу людей. Из непонятной диковинки тренинг для многих превратился в важный инструмент развития, наряду с дополнительным образованием, курсами повышения квалификации, изучением иностранного языка. Кто приходит на тренинги? Общие цели часто объединяют в одни группы студентов, домохозяек, служащих, управленцев, состоявшихся бизнесменов. Тренинг пропитан стремлением улучшить свою жизнь. Развитие и формирование полезных навыков, освоение новых стратегий поведения, получение обратной связи, осознание своих ценностей и целей, приобретение друзей, получение новых эмоций — вот распространенные причины прийти на тренинг.

Почему же проходят мимо тренингов? Чтобы разобраться с этим вопросом предлагаю посмотреть на то, как объясняют, что тренинг не нужен. За время своей работы в тренинговой области я встречался с самыми разными вариантами отказов. Дальше я приведу и прокомментирую самые типичные из них.

— «Мне это не надо. Я и так в порядке! На тренинг ходят только неудачники». Тренинг решает большое количество задач. Есть тренинги психологической коррекции, есть тренинги личностного роста. На первых — психолог работает с проблемными участниками, решает психологические проблемы. Участники коррекционных тренингов подтягиваются к норме. На тренинги личностного роста приходят нормальные, социально обустроенные люди. У них все в жизни в порядке. Кроме этого, у них есть нормальное желание — хочется, чтобы жилось еще лучше. Именно на таких людей ориентированы тренинги Синтона — мы не лечим, мы совместно с участниками решаем задачу повышения личностной эффективности. Самые эффективные люди планеты вкладываются в самообразование — почитайте, например, Наполеона Хилла, Брайана Треси, Роберта Кийосаки, рефреном проходит призыв «регулярно планируйте инвестиции в развитие вашей личности!».

— «Со мной что-то сделают. А вдруг меня загипнотизируют, заманипулируют..(продолжите список сами)» Несчастная жертва обстоятельств, не способная самостоятельно принять решение — это про вас? Мы в Синтоне так и называем такой стиль общения — позиция жертвы. Эта позиция, бывало, помогала в детстве. Чтобы разобраться с непонравившимся товарищем по играм дети могут легко устроить сцену плача с криками «мама, меня обидели!», чтобы сделать уроки силами мамы можно грустно сказать: «У меня не получается, без тебя не могу». В похожие игры играют и взрослые. Подросшие жертвы на работе рассказывают начальникам, как не смогли дозвониться до клиента, потому что телефон был занят, сел голос, нужно было срочно пойти обедать, чтобы не упасть от голодного обморока и еще миллион причин сверху. Да, да — все зависело от кого угодно, только не от самого сотрудника. Он — жертва обстоятельств. А начальник — тиран, который портит настроение и говорит о работе, когда у человека столько проблем.

Такие люди пытаются строить свое счастье чужими руками. Их жизнь принадлежит случайностям, стихиям, коварным или доброжелательным вмешательствам других людей. Жизнь принадлежит кому угодно, но не им!

Альтернативой позиции жертвы выступает позиция творца, сильного лидера. Выгодную позицию лидера занимает тот, кто, в том числе, умеет брать ответственность на себя. Хотите быть лидером? Возьмите для начала ответственность за свою жизнь на себя. Помните, с вами происходит то, чему ВЫ разрешили происходить. Да, многим людям не просто отстаивать свои желания и взгляды, но этому можно учиться. Как? Плавать на суше не учатся, поэтому вперед практиковаться там, где есть соблазн выскочить в позицию жертвы. Главное — осознанное стремление быть хозяином ситуации.

Как показывает практика, на тренинге у каждого человека, испытывающего подобные опасения, есть достаточно силы, чтобы, пробыв на тренинге вводную часть, принять решение и уйти или остаться.

— «Не нужен мне тренинг. Я по книгам научусь». Вы знаете хоть одного человека, который научился результативно вести переговоры по книжке? Я нет. С большинством навыков та же ситуация. Универсальное правило: хочешь результата — практикуйся.

Любое успешное обучение поведенческим схемам и мыслительным операциям имеет несколько этапов. Цепочка получается следующая: знания — умения — навыки- привычки. Критерий движения по этой цепочке вперед — количество практического опыта. Типичный выпускник ВУЗа напичкан специальными знаниями, но успешно применять их не умеет. Именно поэтому востребованы программы стажировок и практической переподготовки молодых специалистов. С первым успешным опытом знания превращаются в умения — на этом этапе действие требует сознательного контроля. Левой ногой решать поставленные задачи еще не получается, но если сосредоточенно покорпеть, то отчет по нужной форме сделать получится. Когда результат достигается регулярно и внутренне легко — можно говорить о навыке. Так продавец-консультант уже может неплохо продавать, но временами требуется пинок-мотиватор от менеджера в виде бонуса или штрафа. С течением времени, навык превращается в привычку. Хороший менеджер по продажам заметен даже вне работы вежливой улыбкой и поставленным голосом. Мотивировать себя больше не надо, улыбка и голос стали привычной частью жизни. Замечено, что наличие дополнительной внешней мотивации в виде людей, заинтересованных в вашем успехе, повышает скорость обучения.

Важнейший вопрос саморазвития — «как практиковаться?». Прогресс практически невозможен без соответствующего окружения и проработанных технологий практического обучения. Кто-то ставит опыты дома, кто-то штурмует улицы, экспериментирует с друзьями и знакомыми. Самый быстрый способ приобретения практических навыков и формирования позитивной мотивации к изменениям — тренинги.

Допустим, вы решили стать мастером переговоров. Как будете разбираться с технологией переговоров? Где найдете партнеров для переговорных опытов? От кого получите обратную связь? Сколько готовы платить за практические ошибки, если сразу начнете практиковаться на важных вопросах? Вопросов возникает много. На тренинге эти вопросы решаются за вас. Ведущий тренинга преподносит в доступной форме технологии переговоров. Он же разбивает большой цельный навык на части, учить которые легко. Далее обеспечивает пошаговую проработку алгоритма. Группа дает каждому участнику обратную связь. Тренер дает экспертные заключения. Конечно, после одного тренинга сразу мастером не станете. Но существенный практический шаг вперед сделаете.

Хотите знаний — читайте книги, хотите результата — действуйте!

Продолжение следует…

Автор: Владимир Колесников

Размещено на сайте http://www.syntone.ru. При публикации статьи ссылка на сайт обязательна.