Заказать звонок

Мотивирующая уверенность и демотивирующий страх

На чем люди базируют свою уверенность или неуверенность в возможности добиться поставленных руководством задач? В первую очередь, безусловно, на оценке собственной профессиональной компетентности. Сюда же добавляется оценка необходимых внешних ресурсов: материальных, финансовых, информационных. Вспомним традиционные сетования: «Дали бы нам такие же деньги (компьютеры, полигоны, лаборатории), как американцам (европейцам, японцам), мы бы горы свернули… »

Немалую роль играет оценка степени личного контроля над ситуацией, отсутствие внешних неконтролируемых помех. И здесь вновь небезынтересен экскурс в корпоративную психологию. Обнаружено, что центральное место в процессах профессиональной мотивации принадлежит тому, каким образом данный менеджер или специалист склонен объяснять себе причины успеха/неуспеха. Допустим, в компании значительно упал объем продаж и ее теснят конкуренты. Как это можно интерпретировать? С одной стороны, как результат грубых просчетов руководства коммерческой службы, а с другой — как итог воздействия сугубо внешних обстоятельств. Например, низкой платежеспособности основной массы покупателей. Понятно, что склонность валить неудачи на внешние факторы рождает у работников пассивность и низкую мотивацию достижения: если все зависит не от меня, стоит ли вкалывать?

Кстати, в объяснении причин профессионального успеха и неуспеха существует известная асимметрия. Причем она бывает двух видов. Наиболее распространенный вариант — работники охотно приписывают себе ответственность за достигнутые успехи. А вот вину за неудачу предпочитают перекладывать на внешние обстоятельства: недостаток ресурсов, времени, неблагоприятные тенденции рынка и т. д. Как гласит известная поговорка, у победы всегда находятся родители, а поражение оказывается сиротой. Бывает и наоборот. Неуверенные в себе профессионалы даже честно заслуженный успех упорно приписывают везению или участию коллег и упорно отказываются принимать похвалу руководства. Почему они это делают? Из опасения столкнуться в следующий раз с заданием, которое они якобы «не потянут» и получат взыскание. Иначе говоря, в первую очередь при выборе профессиональных целей и стандартов выполнения ими движет не стремление достичь успеха, а желание избежать неудачи.

Таким образом, если работник, ориентированный на достижения, думает: «Если быть, то — первым», его мотивированный страхом неудачи напарник озабочен тем, как бы не оказаться худшим. Какие следствия вытекают отсюда для руководителей? Начинайте работу по мотивированию сотрудников уже с момента их прихода в организацию. При проведении вводных бесед с вновь привлеченными специалистами сообщайте им о своих ожиданиях относительно их продуктивности, формируйте в них установку на высокие достижения как непременную норму жизни компании. Несмотря на высоту заданной планки, у работников должна быть уверенность в ее преодолимости. В противном случае главным побудительным мотивом для них становится не достижение успеха, а избежание провала.

Как усилить веру сотрудников в способность выполнить порученное? Начните с себя. Руководители порой не представляют, сколь сильно их настрой передается подчиненным. Если первое лицо не верит в успех сформулированной стратегии или достижимость планируемого проекта, стоит ли удивляться пораженческим настроениям внутри его команды? Введите среди своих заместителей и помощников табу на заявления типа «Мы не сможем отодвинуть конкурентов» или «Нам не удастся повлиять на ход событий». Отнюдь не следует побуждать людей затушевывать сложность решаемых проблем, однако сообщение о существующих трудностях и барьерах всегда должно сопровождаться конкретными предложениями по их преодолению.

Что же касается высокотревожных работников, по возможности старайтесь не давать им заданий с высокой долей риска и неопределенности. Эти люди с лихвой оправдают свое присутствие в компании, прилежно выполняя более рутинную работу, от которой будут открещиваться их более уверенные и амбициозные коллеги. Действенное лекарство против неуверенности исполнителей в своей компетентности — специально организованная система наставничества (предполагающая прикрепление к новичкам опытных коллег-наставников), а также бизнес-обучение. Наставничество и тренинги не только предоставляют работникам эффективные модели делового поведения, но и активно стимулируют их на использование новых навыков в своей дальнейшей работе. Уверенность способствует успеху, а пришедший успех закрепляет и усиливает профессиональную уверенность.

Владимир Столин

Ближайшие тренинги
Вступительные видеоуроки к тренингу Евгения Яковлева по развитию уверенности
Тренинги
Запись вебинара для мужчин
«Яркие отношения с женщиной. Как их создать и поддерживать.»
Тренинги
Видео «Эмпатия и эмоциональное влияние»
Тренинги
Видеозапись вебинара Евгения Яковлева (от 1 апреля 2019 г.)
Тренинги
ВЕБИНАРЫ+ИНТЕНСИВЫ СИНТОНА
Тренинги
Запись вебинара Евгения Яковлева
«Как уверенно пройти собеседование»
Тренинги
Запись вебинара Н.И.Козлова
«Психология успеха»
Тренинги
Видеозапись вебинара Евгения Яковлева (от 29 октября 2019 г.)
Тренинги
Автокурс
«Консультант, коуч, онлайн-тренер XXI века: введение в профессию»
Тренинги
Запись мастер-класса
«Манипулятивное Влияние и Защита»
Тренинги
Запись вебинара
«Как правильно отказывать:
3 способа сказать НЕТ,
сохранив хорошие отношения»
Тренинги
Запись вебинара для мужчин
«Место женщины в жизни мужчины»
Тренинги