Автор: Елена Пояркова
Этот вопрос нам задают в разных ситуациях, и когда ребенок (подросток, юноша, девушка) уже ходят на группу, так и в ситуациях, когда занятий еще не было. Давайте рассмотрим эти ситуации поподробнее.
Итак, ситуация первая. Ваш ребенок еще не был на группе, и сказал, что не хочет на нее ходить. Чувства, которые стоят за этим сопротивлением, могут быть самые разные. Например, страх, тревога. Ребенок не знает, что такое группа. Зачастую, не знает, кто такой психолог и чем он отличается от психиатра (кстати, а вы знаете?), какие ребята будут на группе, и что вообще придется делать — а вдруг как в школе будут задавать сложные вопросы и ругать, если не знаешь ответа? Нормально, если ребенок волнуется, тревожится — мы и сами ведем себя так же, когда не знаем, что нам предстоит. Здорово, если в такой ситуации родитель сможет спокойно объяснить, что будет происходить на занятии, кто такие ведущие группы (кстати, на сайте Синтона есть даже фотографии этих людей), сказать, что он первую половину занятия будет ждать его в коридоре (внимание, на самом занятии родителям присутствовать нельзя!).
За сопротивлением также может стоять сопротивление не группе, в инициативе родителя. То есть ребенку важно отстоять свое мнение, доказать маме или папе, что с ним нужно считаться, он уже не маленький. И он будет сопротивляться всему — и психологической группе, и макаронам на ужин. Иногда родители, утверждая свой авторитет, могут «надавить», заставить ребенка прийти на группу. Толку от такой работы будет мало. Одним из условий успешной групповой работы является доверие ведущим, а ребенок, насильно приведенный в группу, в лучшем случае, сидит «букой» и ждет конца занятия, в худшем — срывает это самое занятие. Конечно, ведущие решают проблему детского и подросткового сопротивления. На это уходит примерно 3, иногда 4 занятия. Собственно, простой математикой мы вычисляем — продуктивной работы осталось на 4–3 занятия из 7. Жаль. Отнеситесь с уважением к мнению ребенка, постарайтесь увидеть его чувства. Например, можно сказать: «Да, я вижу, что тебе это не нравится. И мне жаль, потому что я сам (а) считаю, что это могло бы тебе помочь в … (например, ситуациях, где ты чувствуешь себя неуверенно, или знакомишься с новыми людьми, или чувствуешь себя одиноким). Но без твоего согласия продуктивной работы не будет, и я это понимаю. Давай мы рискнем, сходим сейчас на пробное занятие, одно или два? Вдруг тебе понравиться?»
Если речь идет о подростке, после 1–2 занятия хорошо обсудить, какие, как ему кажется, трудности в его жизни, помогла бы ему решить группа. Это важный разговор, потому что на группу нужно ехать, свободного времени — а его и так немного — становиться еще меньше, друзья ждут во дворе или в интернете, и все это нужно преодолеть, чтобы приехать. Подросток должен сам решить, что ему это нужно, иначе группа становиться одним из элементов нагрузки на и без того загруженный график современных детей.
Ситуация вторая. Ваш ребенок ходит на группу уже несколько занятий. И вдруг говорит, что на следующее идти не хочет. Часто с вопросом «Почему?» к нам подходят родители. Мы можем только выдвигать гипотезы! Спросите у ребенка, что было на занятии, что ему было сложно или неприятно. Например, кто-то громко шумел, и у него разболелась голова. Или кто-то случайно толкнул его, и не извинился, такое тоже бывает, ведущие не могут уследить за всем. Именно с этим нужно подойти к ведущим до начала группы, желательно, с ребенком. Поговорить, что было, как было. Сразу же привлечь к разговору того самого нарушителя правил, который толкался (чаще всего, он даже не замечает, как делает другим людям неприятно, и с ним перестают общаться. Так что, это и для нарушителя полезный опыт). Если действия были шумные, а вашему ребенку это очень неприятно, ведущие могут немного подкорректировать план занятий, сделав обстановку на тренинге более спокойной.
По законам групповой динамики (да-да, есть и такие законы), самое сильное сопротивление у участников группы возникает после того, как было затронуто самое глубокое переживание. Участники как бы проверяют — можно ли действительно доверять ведущим? Смогут ли они услышать и понять меня? Ваш ребенок может выражать именно это сопротивление. Поговорите с ним, спокойно, с уважением, и он сам об этом скажет. Бросать групповую работу в этом месте очень нежелательно, ведь это означает, что ребенок внутреннее затронут процессом, какая-то работа в нем уже идет. А убегать от своих переживаний мы все и так умеем, на группу для этого ходит не обязательно.
И, самое главное,— каким бы сильным не было сопротивление ребенка — не исчезайте! Позвоните ведущему, поговорите, скажите, что именно произошло. Вместе мы сможем найти оптимальный выход из ситуации!
Ситуация третья и последняя. Неважно, ходил или не ходил ваш ребенок на группу. Бывает такое, что сам формат ему не походит. Индивидуальная работа, или, наоборот, работа в больших группах, или вообще другой стиль тренинга (например, более лиричный, интимный или более строгий, жесткий), семейная психотерапия — есть много разных вариантов психологической и психотерапевтической помощи. И, возможно, то, что предлагается на наших занятиях, действительно не подходит вашему ребенку. Обратитесь к ведущим. Мы обязательно что-нибудь предложим вам!