Многие люди, слыша слова «чувство вины», сразу представляют себе самый простой и известный подвид этого ощущения: когда человек после плохого поступка чувствует себя виноватым (что-то вроде внутреннего наказания, которое, якобы, уберегает в дальнейшем от подобных проступков). Но многих удивляет, сколько разнообразными могут быть облики чувства вины в нашей повседневной жизни. Перечислим некоторые примеры «отпрысков» чувства вины, а вы вспомните — у вас в жизни такое было?
Представьте, человек собирается утром на работу, торопится. Ищет ключ от квартиры — не может найти. Проклиная себя и ключ, кипя от возмущения, теряет остатки терпения и здоровья. Почему? Хороший вопрос. И главное — как это связано с чувством вины? — Давайте рассмотрим подробнее. Во-первых, чувство вины характерно главным — оно сопровождается ощущением «я плохой». И это — главный камень преткновения. Вот ищет человек ключ, находясь, как вы понимаете, не в лучшем расположении духа: опаздывает на работу (что уже плохо), да еще и ключ не находится. Чья ошибка в том, что человек опаздывает? — Его собственная. А какие при этом ощущения? — Ну, как вам сказать, разные ощущения. И приятных, честно говоря, мало. Чувствовать себя плохо не хочется (никому), и если опоздание в прямом смысле болезненно отражается на самоощущении человека, то хочется на кого-нибудь свою вину перевалить. Или — на что-то: например, на ключ. Кто виноват в том, что я опаздываю?! — Разумеется, ключ, который потерялся (гад!). И можно после этого обоснованно позлиться. А откуда все началось? — С собственной вины за допущенную ошибку, с неприятного чувства. И, кстати, после этого человек не учитывает своих промахов (как бы ему и нам хотелось), а, наоборот, «забывает» о собственной ошибке, потому что одно из главных свойств ума — предохранять личность от напряжений и травм. И поэтому память благополучно забывает и игнорирует то, что причинило боль. И — здравствуй, новое опоздание!
Или другой вариант, еще более изощренный в своей психологической подоплеке. Представьте, человек пришел в магазин. Взял продукты, стоит в очереди в кассу. И тут перед ним влезает другой замечательный человек, который понаглее и которому надо. Что делает наш герой? — Предположим, молчит и негодует. Почему молчит? — Потому что не хочет быть грубым (как «этот»). А почему негодует? — Потому что надо бы поставить наглеца на место, но для этого, возможно, придется сделать этому влезшему без очереди человеку неприятно (как минимум — попросить встать в очередь). А сделать другому неприятно — это плохо. А сделать плохо — это значит оказаться плохим. А плохим быть не хочется. И поэтому внутри «кипит наш разум возмущенный», внутренне желая отстоять свои интересы, но натыкаясь на пресловутую боязнь оказаться плохим. Негодование здесь выступает в роли громоотвода, направляющего нашу злость на человека за то, что он нас своим поведением подталкивает к действиям, в результате которых мы можем почувствовать себя плохо. Интересно, да?
И таких ситуаций — множество. Можно даже начать коллекционировать случаи, когда мы почувствовали себя «неприятно». И можете быть уверенными, что в 99 случаях из 100 здесь будет замешано чувство вины, которое в разнообразии своих проявлений может посоперничать даже с завзятым хамелеоном. Можно ли эту ситуацию исправить? — Можно. Несколько самых действенных инструментов мы рассматриваем и опробуем в действии на тренинге «Чувство вины: антивирус».
Желаю вам внутреннего спокойствия и гармонии.
Всегда ваш,
Денис Швецов.