С точки зрения определения цели тренинг мало чем отличается от цели любого качественного обучения. Обучаясь чему-то в жизни, мы сначала приобретаем или расширяем знания об изучаемом предмете. Затем вырабатываем некое умение (обучаемся отдельным операциям в выбранной сфере) и на основе полученных знаний и умений можем сформировать и при необходимости закрепить необходимый навык.
Цель психологического тренинга, скажем, тренинга общения, соответственно, формирование и закрепление навыков общения на основании знаний о возможных формах, способах и законах общения, получаемых нами от ведущего и других участников группы и обучения умению вступать в контакт, например, и поддерживать разговор, слышать другого человека и выражать свое мнение, и так далее.
То есть, навык — это целостная деятельность, сформированная на основании представлений о том, какой может и должна быть эта деятельность (в нашем случае общение) и отдельных операций — умений. Самое главное в навыке — это контроль и оценка — умение сравнить, как мое реальное действие соотносится с идеальным представлением о нем. Закрепление навыка — доведение его до автоматизма, когда деятельность перестает для нас делиться на отдельные умения — то есть когда мы научаемся получать удовольствие от общения, не задумываясь о том, как мы это делаем.
Тренинги, которые мы привыкли называть «глубинными» в целом, преследуют ту же цель — формирование навыка, просто в этом случае — основная задача — формирование навыка рефлексии — осознания себя и мотивов своих поступков в определенной сфере психической деятельности, что позволяет участникам приобретать более глубокие знания о себе, своих потребностях, особенностях, способностях и возможностях, и постепенно самостоятельно корректировать ранее выработанные навыки, предварительно проверив их в безопасной атмосфере группы. При этом каждый участник такого тренинга работает над своей индивидуальной задачей в рамках одной предложенной темы, опираясь на знания о своих ресурсах и на умение распознавать свои чувства и потребности.