Заказать звонок

Манипуляции в бизнесе и карьере

Для начала определим само понятие. Манипуляция — это неявное принуждение человека к действию в чужих интересах. Сразу скажу, что в моем инструментарии коммуникаций манипулирование занимает последнее место. Какие есть способы воздействия на людей?

  1. Экономический — ты мне, я тебе. Торговля не всегда ведется открыто, но обе стороны обычно понимают, что получат в результате договоренностей.
  2. Силовой — делай, как я сказал, а не то… Принуждение очень эффективно, но обычно разрушает нормальные отношения.
  3. Дипломатический — набор действий, когда у других людей появляется действительный или внушенный стимул играть на нашей стороне. Это и есть манипуляция, когда наши задачи решают другие.

Я обычно выбираю метод работы именно в этом порядке. Бывают, конечно, исключения. Например, когда некогда договариваться, нужно давить или угрожать. Или когда нечего предложить человеку, остается только его разводить.

Но главный принцип следующий — манипуляции хороши, когда не работают силовой и экономический методы. Все любят договариваться, умные люди с пониманием относятся к применению силы со стороны сильного. Но никто не любит, когда его используют втемную. Поэтому манипуляции, которые всплыли на поверхность, прощают очень редко. А теперь несколько конкретных методов манипуляции, которые я применял или лично наблюдал.

  1. Игра в доброго и злого. Классический прием, но ведутся очень многие. Случай, произошедший за день до написания этого поста. Мы провели переговоры в два этапа, сначала партнер, потом я. Наше решение было заранее согласовано. Он выступил плохим и отказал. А я позволил себя заболтать и пообещал подумать, что можно сделать. В результате манипуляций контрагент уговаривал нас принять выгодное для нас решение. То есть действовал в наших интересах и чувствовал себя обязанным.
    Вообще работа в команде повышает эффективность манипуляций в разы. Примеры — команды профессиональных наперсточников или картежников.
  2. Навязывание услуги. Суть метода — если «от души» оказать человеку услугу, особенно личную, а потом обратиться к нему с просьбой, отказать будет трудно. Он чувствует себя обязанным, и борется с собой, играя на нашей стороне. Подробнее я писал об этом в посте про чинопочитание.
  3. Мотивация сотрудников, основанная на отрицательных эмоциях. Суть та же, только эмоции другие. В результате человек винит сам себя и хочет исправить ситуацию. И действует в наших интересах.
  4. Блеф. В отличие от прямой лжи мы даем информацию не явно, а своим поведением. Конкретный пример, который мне понравился, очень банален. Но я был в гуще событий и взрыва эмоций, когда блеф раскрылся.
    Человеку, предложившему свои услуги по участию в сделке, было сказано «я подумаю». Он знал, что вопрос для нас очень важный, других вариантов нет, и заломил фантастическую цену. Но время шло, а от его звонков лениво отпихивались, говорили «не лезь со своей фигней, не до тебя сейчас». А в последний день он пришел и снизил цену раз в пять. А потом орал «как же вы меня развели, я просто в восхищении».
  5. Привлечение союзников. Это термин из политики, в спецслужбах говорят «вербовка агентов влияния». Предлагаем постороннему человеку побочный результат от нашей выгоды. В результате он включает свой ресурс в наших интересах.
    Например, просим политика помочь с выделением земли или поддержкой проекта, а он в результате получит лояльный электорат на этой территории. Или иную выгоду, которая нам не интересна. В корпоративных интригах часто используется прием, когда врага очерняют в глазах сильного игрока. И игрок начинает действовать против него, тем самым играя на нашей стороне.

Список не полный, но основные приемы манипуляции людьми я показал. В принципе, все манипуляции построены по одному принципу. Нам что-то нужно, но «купить» это или «взять силой» мы не можем. Поэтому мы совершаем некие действия, которые вызывают мотивацию у третьей стороны действовать в наших интересах.

Ближайшие тренинги
Запись вебинара
«Треугольник Карпмана:
самая частая ловушка в отношениях.
Как понять и выйти.»
Тренинги
Запись вебинара
«Современный нетворкинг»
Тренинги
Запись тренинга
«МАСТЕР СЛОЖНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ:
лучшие техники убеждения
сообщества переговорщиков»
Тренинги
Видео «Механизмы развития конфликта»
Тренинги
Видеозапись вебинара Александра Тарасова (21.04.2019 г.)
Тренинги
Видео «Как сделать свою женщину счастливой, не изменяя себе.»
Тренинги
Видеозапись вебинара Евгения Яковлева (от 26 ноября 2019 г.)
Тренинги
Автокурс
«Как стать психологом для себя, для семьи и для дела во время кризиса и после него»
Тренинги
Запись вебинара
«7 причин, почему вы не замужем
и как все исправить за 100 дней»
Тренинги
Видео «7 причин, почему вы не замужем и как все исправить за 100 дней»
Тренинги
Подарочный сертификат: оригинальный и полезный
ПОДАРОК
для ваших близких
Тренинги
Видеозаписи вебинаров
для Премиум-пакета
Тренинги