Автор: Татьяна Мужицкая
Как слова, которые мы слышим или говорим, влияют на нас и окружающих
«…Слова-то у людей несметны.
Хитры они и укоризненны.
Наградой они нам посмертной,
А вот мученьем они нам пожизненным.
Но как же вам без них темно, сердца!
Как душно вам, как тесно вам,
Но снова произносятся
Не те слова, не те слова…»
(Михаил Щербаков)
…Очень часто мы слышим: я же ему сказал, что надо сделать, почему же он не сделал? Или: говорю-говорю начальнику, что компьютеры виснут каждый час, и что их давно пора модернизировать или поменять, а он меня не слышит, пропускает мимо ушей! Или: как объяснить этим клиентам, что сбой происходит не по нашей вине, почему они требуют этого именно с нас? Или просто: да что же это за ребенок у меня, говорю ему сто раз одно и то же, а он не понимает, как до него это донести?
Если мы ставим себе цель просто выплеснуть в пространство все, что мы об этом думаем, очень удобно высказать это все стенке, а если стенка не нравится — сесть и написать в интернет-форум вопль души или просто наговорить на диктофон, а потом выбросить кассету. Но смысл коммуникации все-таки в том, чтобы донести какую-то идею или мысль до другого человека, чтобы он нас адекватно понял, «услышал». Для этого есть разные способы. Первый всем известен: это назвать вещи своими именами, в лоб. Действует с переменным успехом, потому что «в лоб» можно сказать не все и не всем. Второй — привести пример из жизни. Тут много зависит от интеллекта и жизненного опыта того, к кому вы обращаетесь, да и не все соглашаются учиться на чужих ошибках. Третий же способ может быть очень убедителен, и есть люди, которые им мастерски владеют. Ему, правда, не учат в школе, хотя все уроки литературы фактически на этом построены. Этот способ обязательно используется в риторике и подготовке речей и публичных выступлений. Историки, которые занимаются расшифровкой легенд и мифов, тоже его изучают. Это способ, с помощью которого мудрость передается из поколения в поколение на протяжении многих веков. Значит, этот способ проверен временем и эффективен. Почему же мы, простые люди, которые живут для себя, должны быть лишены такого величайшего искусства? Итак, добро пожаловать в мир иносказаний, аллегорий, аналогий и метафор!
Вторая жизнь старого смысла
Шоумен Николай Фоменко много лет назад ввел традицию помимо песен и всяких разговоров диджеев регулярно выдавать шутку, перл, афоризм. Многие из его шуток стали крылатыми фразами, а многие крылатые фразы обрели вторую жизнь благодаря тому, что он их оживил и перефразировал. Почему нам смешно, когда мы слышим: «женщины похожи на мороженое, сначала холодные, потом тают, а потом липнут?» Что такое женщины, по большому счету, не знает никто, но что такое мороженое — знают все. Перечисленные свойства мороженого — быть холодным, потом таять, потом липнуть — тоже всем понятны. Когда они проецируются на женщину, некоторые женские черты, особенно из тех, которые расписаны в женских романах, становятся выразительны и зримы. Чтобы женщины не обижались, приведу фоменковскую же шутку про противоположный пол: «Старый муж похож на чемодан без ручки: тащить тяжело, а бросить жалко». То же самое. Что такое старый муж — точно никто не знает, но чемодан без ручки представить себе легко, а заодно и прочувствовать все его свойства на примере чемодана.
Великий физик Никола Тесла говорил, что настоящий специалист своего дела вовсе не тот, кто знает много терминов и может долго и пространно говорить заумные непонятные окружающим вещи о своем предмете. Наоборот, настоящий специалист может в нескольких словах, на пальцах объяснить трехлетнему ребенку суть явления или дела, которым он занимается. И это — величайшее искусство. Не только ученого: величайшее искусство оратора, переговорщика, семьянина, воспитателя — не просто сказать, а донести свою мысль. Давайте посмотрим, какой силой могут обладать слова. Помните, у Маяковского: «Я знаю силу слов, я знаю слов набат, они не те, которым рукоплещут ложи, от слов таких срываются гроба шагать четверкою своих дубовых ножек». Кстати, сам по себе образ шагающих гробов очень запоминается!
Силу слов нельзя недооценивать. Попробуем посмотреть с двух сторон: как это действует на нас извне, и что мы можем сделать сами.
…Прекрасный вечер, мы едем вдвоем с мужем в машине, он за рулем, ведем светскую непринужденную беседу на фоне работающего радио. Там играет прекрасная музыка, которая способствует романтическому настроению до тех пор, пока оттуда не доносится гробовой мужской голос, призванный рекламировать клинику: «Ощущаете неуверенность в себе как в мужчине? Боль в паху, простатит, импотенция!». Муж от неожиданности едва не нажимает на тормоза. Потом переводит дух. «Нда… реклама в нашей жизни… К врачу сходить не захотелось,— сообщает он,— но появилось желание раздолбать радио». Я смеюсь: «А не появилось ли у тебя желания доказать, что ты не импотент?» «На это лучше влияет что-то подобное»,— отвечает он и кивает на плакат у дороги, на котором написано жизнерадостное: «У твоего соседа уже стоит. А у тебя?» (имеется в виду спутниковая антенна). «А как тебе вот это?» — показываю ему тогда на другой плакат: «Сделай ему маленький, и он подарит тебе большой!» Мы дружно смеемся и сводим на нет разрушительное воздействие рекламного ролика.
За каждым словом что-то стоит! И этот опыт, который ЗА словом, обладает мудростью веков. Есть отрасль науки лингвистики, которая называется семантика. Огромная или даже небольшая смысловая разница есть у близких по смыслу слов. Принести и поднести. Тачка, машина, авто. Поесть, пообедать, закусить, схавать. Примерно они похожи, но смысл у них совершенно разный, и картинки рисуются разные. Вот, например, про своих детей кто-то говорит: «мои спиногрызы» (вдумайтесь!), а то вообще лаконично и понятно в мужском варианте: «Мой отпрыск»…
Выбирайте выражения!
Отнеситесь к этому… не хочется употреблять слово «ответственно», хотя оно имеет право на существование, но хотя бы осмысленно! Давайте «отвечать за свой базар». Если мы сказали какое-то слово, и оно произвело эффект, значит, мы можем сознательно добиваться этого эффекта. И это скорее не про ответственность, а про творчество. Очень часто мы не выбираем слов — не ищем самый лучший путь для того, чтобы что-то объяснить. Особенно говорят по-накатанному те, кто работает в области менеджмента и продаж. У них есть описание товара и услуги, и они шпарят по бумажке. От этого часто делается скучно им самим и их клиентам. Но если мы творчески подойдем к выбору слов и подаче материала, мы не только быстрее добьемся желаемого, но и жизнь приобретет очень интересный смысл, раскрасится всеми цветами радуги в зависимости от нашего настроения и того, с кем мы разговариваем. Итак, основной подход — это подход аналогий или метафор. Возьмем две области, где это нам может пригодиться: работа и личная жизнь, воспитание детей, построение… нет, выстраивание! (чувствуете, слова близкие по-смыслу, но все же немного разные!) отношений с близкими.
…Молодой человек долго бродил по свету и наконец дошел до Учителя. «Учитель, я много повидал и узнал на своем пути, я был в Америке, в Гималаях, в Антарктиде, я ездил в Африку к шаманам». «Замечательно, я очень рад! — сказал учитель.— Давай ты мне все это будешь рассказывать, а я тебя напою чаем». Учитель дал ему в руки пиалу, и пока молодой человек продолжал перечислять: «…я учился сдерживать энергию Кундалини в Индии, учился в России русским боевым искусством… — Да-да, хорошо, и стал наливать ем у пиалу чай.— А еще я был в Японии и там я учился искусству каллиграфии, потом я ездил в Тайланд…»
В это время учитель продолжал наливать ему чай, и вода в пиале уже начала переливаться через край. Но молодой человек был так увлечен, что не замечал этого и продолжал рассказывать. И в этот момент вода перелилась через край пиалы и обожгла ему руки. Он отбросил пиалу с криком: «Учитель, что ты делаешь, куда смотришь, ты же меня ошпарил!» «Понимаешь,— сказал учитель,— когда чаша полна, в нее больше нельзя вместить ни капли, вода будет литься через край. Для того, чтобы ты мог научиться у меня чему-то, нужно освободить твою чашу знаний. Ты должен быть готов освободиться от того, чему ты до сих пор учился, иначе все, чему я тебя смогу научить, перельется через край, как этот кипяток». Убедил? Убедил. Благодаря искусству иносказаний до людей через тысячи лет доходят мудрости, изложенные в священных текстах. Библия — это сплошное иносказание. Тора — книга метафор, хотя и начиналась просто как жизнеописание. Суфийские и буддистские истины сплошь изложены в притчах. Современные писатели охотно перекладывают их на современный лад, как, например, столь любимый читающей публикой Паоло Коэльо. Притчи, short stories, которые могут сохранить мудрость, минуя подробности. Кстати, сразу же пришел в голову чудеснейший рассказ О’Генри «Дары волхвов», хотя волхвов в рассказе никаких нет.
Я предлагаю освободить нашу чашу знаний для того, чтобы понять, что же мы хотим донести и как это сделать.
Самый первый способ понять, как это все устроено и работает, это почитать сборники притч и метафор, которые продаются в книжных магазинах и гуляют в интернете. Какие-то кажутся длинными и непонятными, а какие-то вдруг останавливают ваше внимание и заставляют задуматься. Задайте себе вопрос: а что вас в ней зацепило? Часто оказывается, что, несмотря на всю экзотичность персонажей, притча резонирует (слово «резонирует», кстати, лично мне кажется очень удачной метафорой!), с нашими чувствами, нашими переживаниями. Это действует напрямую, не приходится из чаши ничего выливать.
Метафора похожа на удивительную лодку, сделанную из чаши кувшинки, на которой Дюймовочка легко перебралась через огромный океан небольшого пруда на другую сторону, без которой это путь показался бы ей невозможным. Метафора похожа на ветер, который в жаркий день может создать ощущение прохлады, а в пасмурный — разогнать облака. Метафора похожа на сладкую и вкусную оболочку горькой таблетки, которая может быть очень целебной. Она может быть похожа на красивый фантик, благодаря которому продается огромное количество товаров. Реклама тоже бывает разной. Есть реклама, которая построена на описании свойств тех или иных товаров или продуктов, но как правило, западает в душу не она. Западает в душу реклама, которая использует образы, аналогии, сравнения. Например, сейчас за соседним столиком две девушки оживленно обсуждают ту рекламу шоколада, где молодые люди превращаются в пузырьки, и из надутых, напыщенных, «распальцованных», становятся двумя смешными чуваками в трусах! Это — аналогия! Она показывает свойства этого самого шоколада, такой он воздушный, легкомысленный и веселый. И за это его и покупают! Хотя на самом деле все прекрасно знают, что подобных глюков он не вызывает.
Или вот реклама, которая на меня в свое время произвела очень сильное впечатление. Рекламировались автомобили. Показывают краш-тест, когда машины зверски разбивают о стенку. И вот на месте одного из автомобилей возникает большая баварская сосиска в хлебе, которая, столкнувшись со стеной, разбивается на мелкие кусочки. Потом ее место занимает японский ролл, который бьется о стенку и разлетается на рис и ошметки рыбы. Следующим идет сухой шведский хлебец, который рассыпается в крошки. И, наконец, появляется длиннющий французский батон, который, ударившись о препятствие, просто сгибается и выпрямляется обратно. И потом идет название одного из французских автомобилей! Что он самый какой? Самый безопасный! Скажите мне, какое отношение еда имела к автомобилям? Никакого! Произошел перенос всего одного его свойства — страны происхождения. И какое сообщение этой рекламы вложили в нашу с вами голову? Некую информацию о надежности и хрупкости, а также о некоторых странах и некоторых мировых брендах, которые четко ассоциируются со страной происхождения. И так, без лишних слов, они обгадили основных производителей автомиобилей. Россия не удостоилась внимания, хотя, я думаю, буханка черного хлеба тоже могла бы там появиться! Или рассыпать икру было бы очень эффектно!
Чем ворон похож на письменный стол?
Итак, как говорить просто о сложном? Как выстраивать метафору под свои цели? На тренингах по креативности и творчеству или просто на тренингах по продажам мы часто играем в эту игру, давайте сыграем в нее и с вами. Загадайте, пожалуйста, какое-нибудь очень глобальное понятие. Напишите его на бумажке. Попросите кого-нибудь из вашего окружения назвать любой простой предмет. Напишите его на другой бумажке. А сейчас нам предстоит небольшой урок творчества. Так, например, я загадала слово «психология». Мой партнер загадал слово «пирожное». И теперь для того, чтобы поупражняться, нам нужно соединить несоединимое. Мы подставляем магическую формулу: что-то одно, глобальное, похоже на что-то другое, конкретное, потому что… Кстати, помните вопрос из Алисы в стране чудес: «Чем ворон похож на письменный стол?» Почти такую задачу мы сейчас и решаем!
Итак, чем психология похожа на пирожное? Технология проста. Сначала поймем свойства пирожного. Оно: сладкое, мягкое, вкусное, оно является десертом, может быть, даже изыском, оно может быть качественным, а может быть некачественным, его нельзя есть каждый день, от него толстеют, бывают дешевые пирожные с рынка, а бывают дорогие из фирменных магазинов.
Давайте теперь попробуем применить каждое из этих свойств к психологии. Например, психология похожа на пирожное, потому что она такая же сладкая. Дальше надо объясить, что сладкого есть в психологии: от нее улучшается настроение, она может научить позитивным мышлением скрасить жизнь. Так же, как пирожное оставляет послевкусие после хорошего обеда. Пирожным заедают стресс — ну это впрямую о психологии, она в самом деле помогает выйти из стресса. Но при этом, заметьте, без калорий! Психология тоже бывает дорогая и дешевая, от дешевых психологов эффект может быть таким же, как от дешевого пирожного…то есть непредсказуемым. К психотерапевту нельзя ходить каждый день, как и пирожное нежелательно есть на завтрак, обед и ужин.
И ход нашей творческой мысли таким образом уже направлен в нужную сторону. Давайте потренируемся с тем, что там у вас написано. Это что-то большое и глобальное. Например, экономика, программа социального страхования, программа стимулирования работников нижнего звена, здоровье, безопасность. Это может быть любой товар, который вы продаете, например, моторное масло, живые цветы, бухгалтерия 1 С. Похож на… На первом этапе очень важно то, что мы не подбираем специальную метафору, какой-то особый образ. Мы сравниваем с первым, что пришло в голову: ключи, табуретка, дерево, светофор, собака. И вот теперь давайте поиграем, чем одно похоже на другое, как через что-то простое объяснить свойство чего-то очень сложного. Все понимают, что такое дерево или светофор и какие у них могут быть свойства. Но нужно помнить одну особенность аналогий и сравнений. Сергей Довлатов очень доступно показал, что есть восходящие метафоры, а есть нисходящие. Восходящие — это когда я говорю: «твои глаза, как бирюза». А если я скажу: «твои глаза, как тормоза» — это нисходящая метафора. Восходящая метафора — социальное страхование подобно жар-птице, которая может прилететь и спасти в самый сложный момент. А могу сказать: социальное страхование — это костыль.
А если скажу «социальное страхование похоже на автомобиль»? Пока это никакая — ни восходящая, ни нисходящая. Просто можно идти пешком, а можно доехать на автобусе, а ехать в персональном автомобиле — это вообще замечательно. Но мой пытливый собеседник может добавить: но если этот автомобиль — советский, он может сломаться в любой момент. И поэтому надо заранее позаботиться о выборе качественной программы. Вот вам и нисходящая метафора!
Восходящие и нисходящие метафоры мы с вами сознательно или бессознательно используем очень часто. Когда мужчине говорят: «Оооо, ты грациозен, как барс!» А когда он растянется в довольной улыбке, прибавить: «И пахнешь так же». Это комплимент или повод для драки?
Очень четко следят за «углом восхождения-нисхождения» политтехнологи, во время выборных кампаний воздействуя на массовое сознание. Они работают над позитивным образом кандидата, сознательно вымарывая из печатной агитации все слова со смешным, негативным или сомнительным смыслом. Одна моя знакомая однажды писала «выборный» текст, который назвала «Земля тревоги нашей» (первый перифраз названия знаменитого романа Стейнбека «Зима тревоги нашей»). Свет этот текст увидел под названием «Земля надежды нашей» (перифраз второй: с нашим кандидатом не может ассоциироваться никакая тревога!)
Помните бессмертное: «Религия — опиум для народа»? Кстати, в первоисточнике у Маркса было «опиум народа», более распространенной формулировкой мы пользуемся с легкой руки Остапа Бендера, который дразнил отца Федора: «Почем опиум для народа?» и — оживил образ на каком-то уже следующем уровне, дал нисходящей метафоре толчок вверх.
В Лондонском метро одно время были надписи «Выхода нет», и с этой надписью однажды связали огромное количество самоубийств: слишком близко к сердцу люди воспринимали эту надпись. И тогда появилась другая: «Выход там!».
А вот любопытный пример из истории московского метро. Несколько лет назад кто-то разместил при входе в метро необычную рекламу, таблички, на которых было написано единственное слово «Любить», «Думать», «Понять», «Увидеть», на двух-трех соседних дверях — разные. И что интересно: машинально толкая стеклянную дверь, через некоторое время человек замечал, что подсознательно выбирает какое-нибудь одно из слов, а другого, наоборот, избегает. У меня сохранились записи наблюдений некоторых людей тех лет. «Обнаружила я, что изо дня в день выхожу в одни и те же двери — „Увидеть“. Как-то раз сбилась нарочно со своей муравьиной тропы и прошла в двери „понять“. Анализируя прожитый вслед за этим день, не рискну утверждать, что понять удалось. Зато потеряла на 10 секунд больше времени на дорогу из-за этой дезорганизации и дезориентации. И вот теперь снова, несколько раздраженно иду в „увидетельные двери“, дескать, что я еще такого не видела?» «Иной раз, чтобы пройти в нужную дверь (типа „Любить“), приходится крюк делать, людей обгонять. А они сразу ворчать начинают. А чаще всего проходишь в „Понять“ и „Думать“, что надоело уже, потому что начинаешь зацикливаться над этим: не забыть бы подумать, а вот как бы это понять».
Карточный домик — это всерьез, но надолго ли…
Не все образы воздействуют одинаково сильно. Подобрать нужный образ — это искусство.
Как выбирать эти образы? Что привлекает внимание? Люди, выступающие перед аудиторией, настоящие ораторы, ньюсмейкеры, публичные люди, знают, что есть три вечные темы, автоматически притягивающие внимание. Это секс, конфликт и алкоголь. Они, кстати, очень легко ритмически согласуются: Секс-кон-фликт-и-ал-коголь! Можно декламировать, как речевку. Это вечные темы, и на них мы подробно останавливаться не будем.
Задача любого человека, который хочет быть хорошим оратором или донести до аудитории какую-то идею, это свести ее к чему-то простому и узнаваемому. При этом пойти от свойств того товара или предложения, которое вы хотите подчеркнуть. Например, если вы хотите сказать, что ваша компания — очень надежная, попробуйте вспомнить, что у нас ассоциируется с надежностью. Я помню очень смешную рекламу, где было написано «Мы на рынке всерьез и надолго» на фоне карточного домика. Смешно было потому, что это два противоречащих друг другу сообщения. А что является надежным? Например, замок. Вы можете сказать: «Мы надежны, как средневековый замок». Но имейте в виду, у замка есть еще и несколько других ассоциций: он консервативный, тяжелый, и, наконец, замок — это что-то военное и агрессивное. То есть, вы не открыты к общению. А есть что-то надежное и открытое одновременно? Есть. Слон! Такое большое, мощное, сильное животное, очень доброе и общительное. Можно сказать: «Наша компания похожа на слона!» — и это всегда вызывает улыбку и нравится детям. Этот образ может стать вашим логотипом, а можно включить его в одну-единственную фразу слогана.
Когда мы работали со специалистами клиентской службы одного банка, они жаловались, что клиенты недовольны, когда они предлагают им обратиться за консультациями к специалистам. На входящей линии они начинают возмущаться: «Зачем мне тратить время, почему вы сами не можете ответить?» Они не знали, как им убедить клиентов и не поссориться с ними, пока не перешли на язык метафор. Ответ был найден сам собой. Те, кто звонили в банк по поводу этого конкрентного продукта, были достаточно состоятельными людьми по определению. И оператор говорил им: «Когда вы свой прекрасный, любимый дорогой автомобиль сдаете в автосервис, с вами разговаривает приятная, хорошо одетая, сексапильная приемщица, вам нравится с ней общаться, но вы же не хотите, чтобы именно она ремонтировала ваш автомобиль? Вам нужно, чтобы все-таки это сделал мастер. Поэтому я вас адресую к специалисту по ценным бумагам, который ответит на все ваши вопросы».
Хорошо подобранный образ может помочь продвинуть идею. Вот случай, когда руководителю удалось донести до сотрудника его ответственность. Тот все время твердил: «У меня в должностных инструкциях это не написано!» «Хорошо,— сказал тогда его руководитель,— я тебе расскажу один анекдот». Кстати, анекдоты — прекрасный источник метафор, во-первых, они имеют прямое отношение к «секс-конфликт и алкоголь». Во-вторых, всем понятны и смешны, а в-третьих, могут бить точно в цель, когда всем просто смешно, а одному человеку — понятно! Вроде бы и ответственность вы на себя не взяли, не сказали ему прямым текстом, а он все понял.
Итак, решили двое угнать самолет. У одного был журнал «Наука и техника», где описывалось, как водить самолеты. Они сделали все, как написано, набрали высоту, летят, и вот самолет пора сажать. А как? «Я не знаю!» — «Ну посмотри в журнале».— «А тут написано, что как сажать самолет, мы напишем в следующем номере». «Вот ты сейчас находишься в таком же положении, понимаешь? — сказал начальник подчиненному.— Стоит нам отвернуться, заболеть, ты поднимешь самолет, но как его посадить, ты знаешь? Учимся сажать самолеты!» И эта фраза «учимся сажать самолеты» была непонятна в этом отделе никому, кроме человека, который сразу же понимал, что она относится к нему и начинал задавать вопросы.
Другой способ. Уборщицы постоянно борются за то, чтобы люди не кидали в унитазы посторонние предметы. И вот в одном японском туалете появилась такая надпись: «Не кидайте окурки к нам в писсуары, мы же не писаем вам в пепельницы!» Образ настолько отчетливо появляется в голове, что сразу же не хочется бросать окурки, куда не следует. И наоборот. Если вам нужна какая-то восходящая метафора, вам нужно вдохновить уставший от работы людей на какой-нибудь подвиг, на какой-нибудь новый проект, какой бы образ вы выбрали?
Я помню, что у меня был большой проект в сервисной службе одного из операторов сотовой связи. Они жаловались на то, что время профилактики, когда происходят сбои в связи, люди отказываются это понимать. Тогда они стали использовать метафорический ответ на этот вопрос, который звучал примерно так: «У вас не вызывает сомнений, что надо в доме убираться? — Конечно! — Чистота — это хорошо, правильно? — Да! — А если во время уборки к вам приходят гости, а у вас в прихожей куча мусора и пыль, и вы с веником и тряпкой, вы объясните им, что вы не живете в таком бардаке, а все делаете, наоборот, для того, чтобы все было чисто и красиво?» И это то, что людей устраивало. Когда появлялся образ, который человек мог представить, он относился к сбоям гораздо терпимее.
Специи для речи: придают аромат и подчеркивают смысл
Эти замечательные слова, которые встречаются в речи: «скажи мне, как на духу» — откуда это выражение? Скажи мне, как на исповеди! То есть, честно. Уже давным-давно в массовом порядке народ не исповедуется, а слово осталось. Такие маленькие сравнения могут придавать речи колорит, специи, приправы (это тоже метафора, если заметили!), чтобы она не была пресной, а чтобы она была вкусной, насыщенной, и что не менее важно — убедительной!
В жизни тоже есть масса адресатов наших сообщений. Дети-подростки ненавидят, когда им читают морали и нотации и дают готовые решения. Они борются за свое собственное мнение, и наше право — дать им возможность это мнение составить. Для этого нужно сделать так, чтобы они сами ответили на некий вопрос, причем так, как нам надо. Значит, этот вопрос должен содержаться в метафоре. У моей одноклассницы была удивительная мама, непосредственная и с чувством юмора. Но с ней считались больше всех других родителей! Она никогда никого не ругала, но она могла сказать что-то такое, на что нечего было возразить. Она могла сказать: «Если бы на твоем лице, то, как ты сейчас красишься, отражалась бы твоя комната, в каком она сейчас состоянии, ты выглядела бы хуже, чем баба Яга». У девочки «склеивалось» то, какой тщательный порядок она наводит на лице, и то, какой беспорядок у нее в комнате. И ей уже хотелось наводить порядок.
Еще одна моя подруга, Елена, переживала о своих отношениях с мужчиной. Ее психотерапевт очень образно проанализировала ее ситуацию. «Когда я стала жаловаться, что он обо мне не заботится,— рассказывает она,— и когда я однажды поздно уехала от него, он даже не поинтересовался, как я доехала, она удивленно сказала: „Лена, вы выступали в этой ситуации — вполне, насколько я понимаю, сознательно — в роли такой повязки от больной головы. Где вы видели мужчину, который наутро после больной головы будет интересоваться, куда делась его повязка?“
Ведь есть же женщины, с которыми обращаются как с хрустальными вазами, а есть те, кто постоянно живет в метафоре «Девушка-приз»…
Метафоры можно использовать даже не как психотерапию, а просто как терапию. Когда моя подруга сломала ногу, я ей посоветовала ритуальное действие — что-нибудь склеивать. Аппликации, например, или мозаики. Но она решила совместить это действие с чем-то необходимым и стала заклеивать пришедшие в негодность паркетные досточки на полу. Подсознанию была дана команда склеивать все отвалившееся, расклееное и сломанное. Именно этим она и занималась!
Такая метафора строится по простой формуле: сначала описание того симптома, который есть, потом предложение метафорического решения и описание позитивных эффектов.
Особенно это важно в общении с детьми. Например, у меня сын однажды заболел, у него была очень высокая температура, он плохо себя чувствовал. И я ему рассказала сказку про маленького львенка, который бегал по очень горячей пустыне. Ему было очень-очень жарко. Моя идея была дать его подсознанию — а подсознание воспринимает образы, это лучший инструмент его работы — команду снижать температуру и выздоравливать. Я ему рассказала, что львенку было так жарко, что он лежал и задыхался. В этот момент мимо пролетал орел, который сказал ему: «Львенок, ты зря тут лежишь на жаре, пойдем, я знаю место, где остальные зверята сейчас плещутся в воде и очень приятно и весело проводят время. Здесь в пустыне есть небольшое озеро, ты просто ничего о нем не знаешь!» — «У меня нет сил, мне неохота, мне плохо!»,— сначала отказывался львенок. Но орел его все-таки уговорил, и он за ним побрел. Чем ближе он подходил к озеру, тем легче ему становилось дышать, чем явственней он слышал веселые крики, тем больше ему хотелось играть с ними. И когда он увидел озеро, он вдруг почувствовал прилив сил. Он нырнул в озеро, произвел целую тучу брызг, махнул хвостом с кисточкой, стал плавать, а потом вместе с друзьями играл на берегу, там было прохладно и приятно». Мы сочинили эту сказку вместе с Вовой, ему было тогда четыре года. И надо сказать, в ту ночь он очень сильно пропотел, видимо, купался в озере, а потом очень быстро у него стала снижаться температура. Сама собой и без лекарств. Непонятно для всех, кроме меня.
Сказки для взрослых
Старый прием величайшего психотерапевта Милтона Эриксона заключается в том, что взрослые — те же дети, просто верят в другие сказки. Они уже не хотят ассоциировать себя с гонщиком молний или чебурашкой, они хотят ассоциировать себя со взрослыми людьми. Поэтому в качестве сказки уже выступают байки, где главный герой «Один мой знакомый…» Или: «недавно я прочитал в журнале про человека, который…» Который, к примеру, долго не мог найти себя и не знал, что ему делать, пока неожиданно перед ним на асфальт не упал цветочный горшок. И в этот момент ему пришла светлая идея! Что бы ты ему посоветовал? Как бы ты поступил? Таким образом я не напрямую вмешиваюсь со словами «Найди выход», я увлекаю человека в дискуссию, ему же все равно приходится предлагать выход из своего опыта… А тот человек, кстати, увидев огромный цветочный горшок, который раскололся вдребизги прямо перед его носом вовсе не подумал: «Здесь могла бы быть моя голова…» он подумал: «Вот! Я хочу производить небьющиеся цветочные горшки!» и стал миллионером.
Есть метафора, которая перевернула мою жизнь в свое время. Я прочитала ее у Ошо Раджниша, еще одного величайшего сказочника современности, который рассказывал сказки для взрослых и давал возможность принимать решения и делать выводы самостоятельно, не назидая, что хорошо, а что плохо.
…Едет мужик на лодке, и вдруг видит, как ему наперерез едет мужик на другой лодке. Что вы будете делать? 99% ответили: буду кричать «Сворачивай, дурак! Куда прешься?» Это понятная реакция. А если вы видите, что в лодке никого нет, ее оторвало от берега, что вы будете делать? Наверное, уворачиваться от нее? Естественно, только идиот кричит «Сворачивай!» пустой лодке. Эта метафора открывалась для меня с разных сторон. С одной стороны, я думала: если я вижу там человека, я переношу на него ответственность за это, если я понимаю, что ответственность на мне, я просто стараюсь избежать столкновения. Это первый аспект. Вторую трактовку давал сам Раджниш: «Если ты орешь на кого-то и тебя что-то возмущает, значит, твоя лодка не пуста, значит, и у тебя есть аналогичные проблемы, значит, и тебя это эмоционально задевает. Твоя лодка — не пуста!» Вывод метафоры — неочевидный, человек может прийти к какому-то своему. Она дает ему возможность подумать над его ситуацией за рамкой привычных ему ограничений, выйти из лабиринта. Как только он понимает, что это не про кого-то еще, а про него. В этом и сила метафоры — запустить в человеке его внутреннюю работу…
…Один молодой человек любил совмещать приятное с полезным. Он перегонял яхты с одного берега моря на другой. Однажды к ним на борт попросилась женщина, которая сказала, что у нее нет денег, но ей очень нужно на другой берег моря. Капитан согласился, и случилось так, что началась буря. Была ночь и отказали приборы. Никто не знал, что делать. Тогда женщина попросила дать ей кусок материи, она завязала глаза, стала внимательно слушать ветер и нюхать воздух, она ощущала руками порывы ветра и говрила: правее, левее, опять правее, прямо. И очень скоро корабль достиг того места, куда они направлялись, минуя все рифы и скалы. И когда ее спросили, как она это сделала, она сказала: «А просто я здесь уже была!». Так случилось, что молодой человек вырос и сам стал капитаном, хозяином судна, он перевозил товары с одного берега на другой. И однажды снова попал в невероятную бурю. Корабль несло на рифы, приборы отказали. Случился пожар, что было делать — непонятно. Тогда он вспомнил ту женщину. Техника — это, конечно, хорошо, но я вырос здесь, дайте-ка я попробую один метод. Он завязал себе глаза и стал очень внимательно слушать звуки ветра, осязать руками порывы ветра, потом вдруг стал говорить: левее… правее…прямо… и уверенно вывел корабль к безопасному месту. Когда восхищенные матросы спросили, как он это сделал, он ответил: «Просто я здесь уже был!» Когда эту историю рассказал тренер на моем первом тренинге, я была так благодарна ему за это. Мне кажется, всю жизнь я понимаю: просто я здесь уже была. Тот опыт, который человек переживает, примеряя к себе сказку, метафору, историю, может ему пригодится в жизни. Возможность прожить много жизней вместе с героями сказок, фильмов, эпосов дает реальный опыт. Мы все равно проходим вместе с ними весь их путь и учимся. Мы можем помочь родным, друзьям, детям, покупателям, начальникам и соседям дать возможность пережить такой опыт, и это будет намного более убедительно, чем аргументы формальной логики.
Метафора не обязательно должна быть заковыристой, заумной и оторванной от жизни а-ля суфийские притчи. Очень часто можно просто помочь клиенту, который мыслит аналогиями. Мои клиенты на тренинге продавали некий сложный продукт, клиент-сервис юридического, бухгалтерского обеспечения. И когда их спрашивали: «Это похоже на 1-С?», они ужасно обижались: «Да что вы, это гораздо круче!» До тех пор, пока они не поняли вместе со мной на тренинге, что эти сравнения нисколько не уничижают их продукт, просто людям проще представить себе, когда есть объект для сравнения. Какой категорией мне сейчас начать думать? Ответ — да, это похоже, только намного лучше, тем-то и тем-то. Если нет никакой аналогии, то «привязать», «положить в ящичек» некуда. Человек хочет понять, хотя бы на что это похоже и какой из имеющихся опытов выбрать.
Я настолько мыслю аналогиями, для меня это естественный способ существования. Когда я училась в школе математике, я очень боялась, что тупо начну списывать с доски, особенно на геометрии, и не понять смысл формулы. И тогда я делала следующее: Называла стороны треугольника именами собственными и старалась понять их отношения между собой. И в итоге я не нуждалась в шпаргалках.
Была хорошая реклама, которая объясняла, что 13 процентов налога — это немного. Она показывала кусок яблока. Хотя при этом все хихикали и говорили: «Ну, от яблока это, конечно, немного, а если ты зарабатываешь не маленькое зеленое яблочко, а здоровенный арбуз, то тебе очень жалко терять такой кусок!».
Еще один комментарий моей приятельницы Ирины: «Так… Опять интеллект… Только его спрячешь, как с него то бретелька сползет, то чулок съедет!»
И чем более несоединимое мы соединяем, тем более яркой, а значит, запоминающейся, может получиться метафора. В одном из фильмов Вуди Аллена главный герой рассказывает о своем методе запоминания чисел и предметов. «Когда я хочу запомнить эту пепельницу,— говорит он, потрясая пепельницей,— я представляю себе пятьдесят пепельниц, танцующих в гавайских рубашках».
И однажды окажется, что наше подсознание учится самым лучшим способом именно так. Потому что это его родная среда.
— Как ты опустился! Ты готов учиться у первого встречного! — упрекали одного философа.
— Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника,— ответил философ.
Записала Ирина Белашева
Автор: Мужицкая Т.
Размещено на сайте http://www.syntone.ru. При публикации статьи ссылка на сайт обязательна.