История НЛП это история одного нетипичного объединения, разработавшего неизвестные до сих пор формы сотрудничества, которое в свою очередь позволяет создать мир перемен. В начале 70х гг. будущий создатель НЛП, Ричард Бэндлер, был студентом математического факультета в Калифорнийском университете в Санта Круз. Сначала большую часть времени он уделял информатике. Вдохновленный беседами с другом семьи, которому было известно множество современных новаторских терапевтических школ, он решает изучать психологию. После тщательного ознакомления с методами работы ведущих терапевтов, он открыл для себя, что, если в точности воспроизводить образы их поведения, можно достичь подобных результатов в собственной работе с людьми. Это открытие стало основой революционного подхода в НЛП, названного Копированием Человеческого Совершенства.
Позднее Ричард познакомился с еще одним создателем НЛП, доктором Джоном Гриндером, экстраординарным профессором кафедры лингвистики. Развитие карьеры Гриндера происходило так же необычно, как и у Ричарда. Его искусство быстрого овладения языками, усвоения произношения и перенятия культурных традиций усовершенствовалось во время пребывания в Войсках Специального назначения США в Европе в 60е годы и позднее, когда он был одним из членов работающей в Европе разведки. Его увлечение психологией отвечало главной цели лингвистики открытию скрытой грамматики мышления и действия.
Обнаружив общность интересов, ученые решили объединить свои знания в области информатики и лингвистики с искусством кодирования невербальных поведенческих единиц, чтобы развить новый «язык изменений».
Сначала, по вторникам Бэндлер проводил занятия по гештальт-терапии для студенческих групп и местных жителей. Он моделировал себя по образцу и подобию создателя гештальт-терапии, немецкого психиатра, Фрица Перлса. Он так далеко зашел в подражании ему, что даже отпустил бороду, стал заядлым курильщиком и начал говорить по-английски с немецким акцентом. Также по вторникам Гриндер проводил занятия с другой группой, используя вербальные и невербальные модели доктора Перлса, подсмотренные и подслушанные им у Ричарда. Постепенно они начинали опускать поведенческие элементы, которые, по их мнению, были несущественными (немецкое произношение, курение), пока не дошли до основной сути техник Перлса, того, что отличало его от других, менее эффективных терапевтов. Они открыли метод Копирования Человеческого Совершенства. Окрыленные успехом, они начали изучать работу Вирджинии Сатир, одной из главных инициаторов семейной терапии, и Грегори Бейтсона, философа и мыслителя. Ричард собрал его оригинальные открытия в своей диссертации, позднее опубликованной в качестве первого тома книги «Структура магии». Бэндлер и Гриндер объединились и со всей серьезностью подошли к дальнейшей работе в избранной области.
От большинства школ альтернативной психологической мысли, возникающих в то время в Калифорнии, их отличал поиск сущности изменения. Когда Бэндлер и Гриндер начали изучать случаи с людьми, обременёнными различными проблемами, было замечено, что все те, кто страдает какой-либо фобией, ведут себя так, как будто то, чего они боятся, происходит с ними именно в эту минуту. В то же время, те, кому удается преодолеть свой страх, вспоминают о пережитом так, как если бы они наблюдали за кем-то иным что-то сродни наблюдению издалека за поездкой на канатной дороге в луна-парке. После совершения этого значительного открытия, Бэндлер и Гриндер решили учить людей, страдающих фобиями, смотреть на вселяющие в них страх ситуации с определенной дистанции и так, как если бы всё это происходило с кем-то другим. Страх исчезал мгновенно. Таким образом было совершено принципиальное открытие НЛП. То, как люди думают о чём-то, решительным образом изменяет то, как они будут это переживать.
Поскольку Бэндлер и Гриндер искали сущность изменения у великих мастеров, они задавали себе вопрос, что следует изменить прежде всего и где то важнейшее место, с которого следует начать изменения. Их умения и растущая популярность быстро позволили наладить контакт с людьми, являющими собой наиболее весомые примеры человеческого совершенства, среди них был и Милтои Эриксон, основатель Американского Общества Клинического гипноза, гипнотизер с мировой известностью.
Доктор Эриксон был таким же оригиналом, как и Бэндлер с Гриндером. Крепкий молодой парень с фермы в Висконсин в 20е годы в восемнадцатилетнем возрасте тяжело заболел. У него появились проблемы с дыханием. Более полугода парень провёл в кухне их семейного дома, помещенный в «кислородную палатку». В то время, как кто-нибудь другой назвал бы такую ситуацию заключением, внимание Эриксона было приковано не к собственной болезни, а к поведению окружающих его людей; он проводил время за наблюдениями, как его семья, друзья относятся друг к другу, осознанно и бессознательно. Он записывал замечания, которые имели двойной смысл или же вызывали противоположную реакцию окружения.
Когда его состояние улучшилось, он вновь научился ходить, наблюдая за тем, как учится делать первые шаги его маленькая сестрёнка. Несмотря на то, что он всё еще нуждался в костылях, он отправился в байдарочный поход. Затем он начал обучение. Закончил медицинский факультет и факультет психологии. Во время изучения медицины он заинтересовался гипнозом, и его заинтересованность вышла далеко за пределы наблюдения за движением маятника и монотонных внушений, адресованных гипнотизируемым. Им было замечено, что когда через сознание пациента проходят мысли и чувства, он начинает входить в состояние, подобное трансу, которое можно использовать для введения пациента в гипнотическое состояние. Позже Эриксон стал известен как мастер недирективного гипноза, как человек, вводящий в глубокий транс, рассказывая различные истории.
В 70-е годы он был хорошо известен в медицинских кругах, о нём даже было написано несколько книг, однако немногим студентам довелось перенять его опыт и достичь подобных результатов. Доктора Эриксона часто называли «раненым целителем», так как большинство его коллег считало, что именно его собственная борьба с болезнью повлияла на то, что он стал таким хорошим, известным всему миру терапевтом.
Когда Ричард Бэндлер позвонил, чтобы договориться о встрече, трубку снял сам доктор Эриксон. Несмотря на то, что Бэндлер и Гриндер звонили по поручению Грегори Бейтсона, Эриксон сказал, что очень занят. Бэндлер ответил: «Некоторые, доктор Эриксон, знают, как найти время», выделяя голосом сочетания «доктор Эриксон» и «найти время». Ответ Эриксона звучал так: «Прошу приходить в любое время», также с акцентом на двух последних словах. Несмотря на то, что отсутствие дипломов психолога, по мнению Эриксона, было не в пользу Бэндлера и Гриндера, он допустил мысль о том, что этим двум молодым людям удалось сделать то, что не удавалось другим. И, наконец, один из них разговаривал с ним, употребляя его собственное открытие языка гипноза, известное под названием «встроенных команд». Акцентируя слова «доктор Эриксон» и «найти время», он оформил отдельное предложение внутри развёрнутого предложения, что создало эффект гипнотической команды. Бэндлер и Гриндер прибыли в дом доктора Эриксона в Аризоне, чтобы применить их недавно развитое умение копирования к работе талантливого гипнотизёра. Соединение легендарного искусства гипноза Эриксона и копирования Бэндлера и Гриндера вызвало появление новых терапевтических техник. Работа с Эриксоном подтвердила, что найден способ понимания и приумножения человеческого совершенства.
Весной 1976 года Джон и Ричард спрятались в бревенчатом домике высоко в горах неподалеку от Санта Круза, собирая вместе все прозрения и открытия, которые они сделали. К концу марафона, который длился 36 часов, они открыли бутылку красного калифорнийского вина и спросили сами себя: «Как это будет называться?»
В результате получилось «Нейро-лингвистическое программирование» громоздкое словосочетание, за которым скрываются три простые идеи. Часть «Нейро» отражает ту фундаментальную идею, что поведение берет начало в неврологических процессах видения, слушания, восприятия запаха, вкуса, прикосновения и ощущения. Мы воспринимаем мир через пять своих органов чувств, мы извлекаем «смысл» из информации и затем руководствуемся им. Наша неврология включает в себя не только невидимые мыслительные процессы, но и наши видимые физиологические реакции на идеи и события. Одно просто является отражением другого на физическом уровне. Тело и разум образуют неразделимое единство, человеческое существо.
«Лингвистическая» часть названия показывает, что мы используем язык для того, чтобы упорядочивать наши мысли и поведение и чтобы вступать в коммуникацию с другими людьми. «Программирование» указывает на те способы, которыми мы организуем свои идеи и действия, чтобы получить результаты.
НЛП имеет дело со структурой субъективного опыта человека: как мы организуем то, что видим, слышим и ощущаем, и как мы редактируем и фильтруем с помощью органов чувств то, что получаем из внешнего мира. НЛП также исследует то, как мы описываем это в языке и как мы действуем намеренно или ненамеренно чтобы получить результат.
Тем временем занятия и встречи по вторникам притягивали всё большее количество студентов, которые желали постичь эту новую технику изменения. В последующие годы некоторые из них сами приняли деятельное участие в ее развитии: ими были Лесли Камерон, Джудит Делозье, Роберт Дилтс, Дэвид Гордон и др. Информация о новом подходе к общению и изменениям, передаваемая из уст в уста, разошлась по всей стране. Стив Андреас, известный в те времена терапевт, отложил в сторону то, над чем работал, чтобы начать изучать новую технику. Он очень быстро понял, что НЛП это своего рода революция в умах, и поэтому вместе с женой и сотрудницей К. Андреас решили записывать содержание семинаров, чтобы впоследствии оформить всё это в виде книги. Первая из них, «Из лягушек в принцы» стала бестселлером НЛП. В 1979 году в «Психологии сегодня» появилась первая большая статья на тему НЛП под заголовком «Люди, которые читают людей». Начало было положено. Дорога расчищена. Сегодня НЛП является основой множества подходов к общению и изменению. Популяризированные А. Роббинсон, Дж. Брэдшоу и др. элементы НЛП были включены в семинары, касающиеся общения, в лекционные занятия и беседы. Когда кто-то говорит о копировании человеческого совершенства, создании хорошего настроения, налаживании контакта или создании заманчивого будущего, он употребляет понятия НЛП. Нас радует, что НЛП наконец приобретает всеобщую известность. Дело в том, что недостаточные знания о нём могут оказаться описанными или же превратиться в ничто. Знать о копировании человеческого совершенства куда менее значительно, нежели уметь это делать. Немножко знать о НЛП вовсе не значит иметь шанс применить это по отношению к себе.
Книга «Миссия НЛП»