Автор: Виталий Пичугин
Когда первобытные люди объединились и стали жить вместе, к животным (биологическим) страхам добавились новые — социальные. Борьба за лидерство в группе и распределение ролей неизбежно приводит к конфликтам. Чем проще было общество, тем легче разрешались эти конфликты. Первобытные люди выбирали вожака по чётким критериям, кто более сильный и может убить соперника, тот и главный. Его надо бояться и уважать. Появились менее главные — заместители, которые всегда готовы занять место вожака, если тот будет ранен, или погибнет, а также, при случае, если появится возможность, самому убить главного.
Наверное, борьба за власть, сопровождаемая конфликтами, породила первые социальные страхи. Любой человек, который претендовал на роль лидера в первобытном обществе, уже задумывался, достаточно ли он страшен для окружающих, чтобы его боялись и уважали. То есть, с одной стороны, хотел напугать окружение, с другой — сам испытывал страх перед другими людьми. От оценки соплеменниками качеств вождя, зависела его жизнь.
Вопросы: как меня оценивают, что думают, что замышляют? Указывают на появление зависимости от мнения окружающих, а значит, возникновение страха не соответствовать их ожиданиям, не предугадать намерения.
Можно сказать, что социальные страхи были продолжением «животных», ведь если члены племени будут очень недовольны вождём, то они его просто убьют. А вождь хочет жить, у него есть биологический страх, помогающий выживать. А значит, в условиях социального общества полезно бояться активных противников, метящих на должность главного, что помогало вовремя заметить опасность и убить злоумышленников первым.
Иногда просто так, для профилактики, чтобы другие боялись.
Этот первобытный страх современным языком можно назвать страхом руководства и подчинения. Сейчас практически нет шансов быть убитым и съеденным коллективом за неверное руководство. Хотя в некоторых странах, свергнутых диктаторов, казнят до сих пор. Современная история знает немало примеров таких расправ.
Можно констатировать факт. От первобытных племён и до нашего времени социальные страхи практически не изменились. Их основа — борьба за власть и зависимость от мнения (действий) окружения, а также опасность быть отлучённым от материальных и духовных ресурсов общества.
Рассмотрим ещё примеры.
В первобытном обществе появился страх неудачи. Если кого-либо преследовала неудача, то окружающие оценивали такого человека негативно. С ним нельзя общаться, в условиях постоянной опасности неудачники не выживали, потомство прокормить и уберечь не могли. Позже стали считать, что боги прокляли таких людей, поэтому «крокодил не ловится, не растёт кокос». Потерпеть неудачу стало страшно.
Сейчас мало что изменилось. На хорошую работу неудачников не берут, напротив, их увольняют первыми, даже если случайно взяли. Девушки выбирают успешных молодых людей, как и в древние времена, тех, кто готов приносить в семью мамонта, то есть деньги, а также защищать, обеспечивать, ну ещё любить, хотя раньше этого не требовалось. Ни сейчас и в прошлом с неудачниками хорошей жизни не видать. Поэтому страшно, если окружение будет оценивать человека, как неудачника.
Страх одиночества.
Один из самых ужасных страхов для первобытных людей. Это был вопрос жизни и смерти. Те, кого выгоняли из племени, практически не имели шансов на выживание. Группой легче охотится, защищаться от диких животных, других людей. Одному тяжело, а иногда просто невозможно. Поэтому страх одиночества зародился в первых социальных группах древности, и до сих пор актуален для современных людей. Кстати, изгнание из общины всегда являлось страшным наказанием. Человек существо социальное, его осуждение и отвержение другими людьми, переносится психологически тяжело, даже если в результате такого изгнания нет угрозы жизни. В древние времена провинившегося человека можно было не убивать, а просто прогнать. Это было аналогично убийству.
В современном обществе одиночества боятся не меньше. Причин этому несколько. Уже не страшно от одиночества умереть, но оставаться в этом состоянии для многих просто невыносимо. Возникает скука, лень, депрессия, что совсем не радует людей. Хочется избежать этих тягостных состояний.
Ещё одна причина — внутренняя пустота. Человек получает информацию извне. Общество информирует, развлекает, предоставляет роскошь общения. Оказаться в одиночестве, значит лишиться всех этих ценностей. Внутренний мир человека не обеспечит такой насыщенности и потока информации, как современный социум. У многих людей «ломка» начинается уже при выключенном телевизоре, в мозг перестают поступать веселящие и ужасающие картинки, которые обычно заполняют внутренний мир современного человека, поскольку там, обычно пусто. Появился новый термин, как вариант социального страха — информационный голод. Внешний мир перестаёт человека кормить информационной жвачкой, что страшно, ибо ведёт к скуке. Конечно, от скуки ещё никто не умирал, но состояние бывает тягостным, кому оно приятно?
Можно сказать, что основа социальных страхов — это основополагающий страх смерти, а также зависимость от социальной группы, отдельных личностей, их мнения, возможности осуждения.