В заголовке провокационный вопрос. Спросим себя, а надо ли это делать? Ведь многих из нас с детства учили быть скромным, послушным, не быть сильно лучше других, быть «как все». Да и во взрослом мире, любой, кто выделяется из коллектива, сразу вызывает процесс оценивания, и зачастую подвергается морально-психологической атаке — «чего высовываешься?». Высовываться — это всегда опасность, это всегда экзамен, можно понравиться, а можно провалиться. Как сказал одесский классик, «динозавры высовывались — и где они сейчас?». С другой стороны, и совсем не высовываться нельзя, кто не рискует — тот не пьет. Скромность, безусловно, украшает, но обычно только в собственных глазах. В нашем конкурентном мире главная награда за скромность — это безвестность. А кто неизвестен, мало чего может добиться в социуме, даже если он гений.
Отсюда вывод. Высовываться надо — но мудро. Можно сказать, с умом. Вообще-то проще всего заявить о себе с помощью вызывающей одежды или эпатирующего поведения. Только если внешний эпатаж не соответствует глубине вашей личности, какая тогда репутация сложится о вас в коллективе? Правильно, человек-пустышка. А как же это делать с умом? Опираться на некоторые принципы. Во-первых, решить, а зачем заявлять о себе? Оно мне надо? Получу ли я какие-нибудь бонусы? Если вы находитесь в большой и веселой компании, это первый вопрос для самого себя. Надо ли бороться за внимание, или лучше послушать людей со стороны? Ведь тот, кто умеет быть внимательным слушателем, часто получает больше, чем тот, кто много говорит. Если вам не чужда психология и интерес к людям, вы можете получить удовольствие от рассказа, узнать что-то о других, потренироваться в умении направлять беседу вопросами, поупражняться в классификации личностей, поучиться у них ораторскому мастерству, лидерскому поведению, оценить и выбрать, с кем вам интереснее будет дальше иметь дело. И так далее.
Однако бывает, что от повышенного внимания этого коллектива вы можете выиграть. Умение захватывать и удерживать внимание — это тоже ресурс. Например, вы привлекаете внимание противоположного пола, или потенциальных деловых партнеров, или даже просто решили потренироваться на будущее в перехвате лидерства в общении, в управлении коллективным разумом — тогда цель оправдывает ваши усилия. Отсюда второй вопрос — как это делать? Ответ прост, как все гениальное. Нарабатывать личную харизму. Тогда главные ваши инструменты — это уверенность в общении, умение взять на себя ответственность за общие темы в разговоре, ораторское мастерство, блестящее остроумие и сильная энергетика. Осваивать все то, чем обязана владеть «душа компании». Причем в подобной ситуации значимость ошибки минимальна, ну, неудачно высказался, ну, ляпнул, ну, случайно задел кого-то, ну, не засмеялись, ничего особо страшного не случиться, а стало быть, можно безболезненно практиковаться и дать себе несколько большее право на ошибку.
В деловой же ситуации заявлять о себе надо более ответственно и качественно. От этого зависят ваши отношения в коллективе, а это ваша карьера, это, наконец, ваши деньги, а иногда даже судьба. Представьте, вы оказались в новом рабочем коллективе, и вас пока не знают. Между тем, хорошо известно, что от первого впечатления зависит и отношение к человеку. Однако, пока вы не разобрались в отношениях в коллективе, вы рискуете наломать дров, навлечь раздражение, стать посмешищем или испортить отношения с высокоранговыми людьми. Поэтому первое, о чем надо позаботиться в подобной ситуации — это выдержать единый стиль поведения на несколько первых недель. Его можно назвать «доброжелательная уверенность». То есть, вы ведете со всеми себя ровно, с пристройкой на равных, без смущения, но в то же время дружелюбно и с уместным уважением. Исключения с пристройкой можно делать для руководства, поскольку таковы правила ранговой игры.
Какой должен быть результат? Человек, уверенный в себе, не прогибающийся даже под давлением, автоматически вызывает уважение, поскольку за этим стоит личная сила. Люди ее чувствуют, люди ее ценят. Не страшно, если пока вы не торопитесь ни с кем сближаться, держите дистанцию, присматриваетесь и оцениваете. На данном этапе важно не прославиться, а просто почувствовать новый коллектив. Ничто не вызывает такое отторжение и даже презрение, как человек, который бесцеремонно навязывает свое общение, хочет показаться особенным и супер-значимым, ничего из себя не представляя. Попытки стать звездою на пустом месте обычно плохо кончаются, спросите у Хлестакова.
Помните, что павлин — это всего лишь курица с яркими перьями. Лучший способ прослыть выскочкой, хвастуном и нажить недоброжелателей — это потерять чувство меры и увлечься самопиаром. Я знаю людей, которые при любом удобном случае сводят все разговоры в коллективе на свои знакомства среди знаменитостей, давние связи во власти, известность в определенных кругах, а также на прочие свои замечательные качества. Надо ли говорить, что общение с ними является мучением для всего окружения? Интересно, что сами они обычно этого никак не ощущают, а намеки и подсказки со стороны не воспринимают. Павлины могут вызвать восхищение на первые несколько минут, но потом люди переходят уже к тиграм. Однако! И не уважать себя вы не имеете право, иначе, почему вас должны уважать другие люди?
Когда вы уже становитесь своим в коллективе, можно готовиться и к подвигам. И для подвигов надо ответить для себя на следующий ключевой вопрос — а что в этом коллективе цениться? Возможно, совсем не то, что ценилось в предыдущих компаниях, хотя всегда есть и общие вещи. Как правило, в любом коллективе ценится то, о чем я уже упоминал — личная сила и уверенность. Такой человек оценивается как потенциальный лидер, как надежный партнер, как харизматичная личность. Это является неким притягательным магнитом для людей, даже если они этого не осознают. Кроме того, всегда ценятся профессиональные достижения. Если вы лучший руководитель, лучший сотрудник, лучший менеджер, продавец, профессионал, это еще один вклад в харизму вашей личности. На другом языке, это является вкладом в повышение вашего ранга в коллективе. Во всех людях заложено особое внимание и подсознательное стремление к успешным личностям, это закон психологии, а профессиональные достижения — один из способов предъявления своей успешности. Внимание людей — это побочный эффект успешности вашей деятельности.
И следующий важный момент. Внутренняя сила и профессионализм — это хорошо, но мало. Если человек этим и ограничивается, он похож на железного робота — такой же сильный и такой же успешный. В личном общении окружение всегда привлекает внимание интересная, яркая, незаурядная Личность. И это, пожалуй, самое сложное. Помните, еще Диоген ходил с факелом даже днем — «ищу человека!». Именно Личность с большой буквы он и искал. Интересно, если бы он набрел на вас, чтобы он сказал? Профессионализм нарабатывается месяцами или годами, а вот над своей личностью надо работать всю жизнь. Как работать? Шлифовать! Интересный человек — это кристалл (или, кому нравится алмаз или бриллиант), у него много граней. Поэтому он и является «многогранным» человеком, у него много личностных сторон. И он может при необходимости быстро разворачиваться к ситуациям и людям самой актуальной и отшлифованной гранью своей личности.
Многогранный человек в любой ситуации быстро включает нужную и убедительную роль (в хорошем смысле слова) — начальник, сотрудник, собеседник, друг, отец, сын… У него есть таланты, которыми он может гордиться. Он владеет своим эмоциональным миром и через это влияет на других людей. У него есть небанальное мнение на любую тему, пусть даже не совпадающее с общепринятым. У многогранной личности круг интересов намного шире, чем просто дом и работа. Его занимают не только он сам, но и другие люди. Каждое новое достижение для него, это повод ставить более смелую цель. Время от времени он удивляет не только других людей, но и себя. Такой человек всегда в центре внимания, на него ориентируются, его ценят, ему подражают, его считают обаятельным и харизматичным. А вот эта «шлифовка» своей многогранной личности является интереснейшей и самой благодарной жизненной задачей для того творца, который живет внутри каждого из нас!