Этот вопрос по своей масштабности сравним с такими вечными вопросами человечества, как, например, «Как стать счастливым?» или «В чем смысл жизни?». В нескольких словах на подобные вопросы ответить невозможно, это целый путь, наука и искусство, и ответу на этот вопрос посвящены сотни книг, тренингов и диссертаций. В нескольких же словах можно только этот путь обозначить, показать направление движения. Строго говоря, в этой теме есть и быстрые «приемчики», снимающие острый приступ волнения и стресса, что тоже хорошо, но они носят сиюминутный и скоротечный характер, как лекарства, снимающие симптомы, но не лечащие болезнь.
Поэтому, если коротко, но концептуально, то достижение уверенности на публике состоит из трех основных «китов». Киты — это базовые составляющие, лежащие в основе этого искусства, без которых душевный мир человека будет шататься, как здание на плохом фундаменте во время землетрясения. Каждый кит несет свою часть нагрузки, как Атланты держат здание Эрмитажа, и в идеале все три составляющие должны быть прочными и хорошо отработанными. Если какая-то из составляющих ослабевает, на другие опоры ложится повышенная нагрузка и здание уверенности уже начинает пошатываться.
1-я составляющая — высокая и независимая самооценка. Самооценка — это основное качество личности, по-другому говоря, это степень принятия себя, уважения к себе, степень безусловной любови к себе, внутреннее достоинство человека. Самооценка складывается в детском и подростковом возрасте, и ее уровень зависит от того, как мир и окружение относились к растущей личности. Если мир, социум, сверстники, окружение, родители не питали формирующуюся самооценку безусловной любовью, больше требовали, чем дарили, больше критиковали, чем хвалили, больше наказывали, чем награждали, то и степень уважения к себе у него формируется невысокая. Такая самооценка похожа на чахлый цветок, который мало поливали. Если к этому окружение еще не давало и шагу не давало ступить самостоятельно, давя попытки свободно выразить себя, вынуждая подстраиваться под правильное мнение, то зависимость от оценки других людей и во взрослой жизни человеку обеспечена.
К сожалению, многие элементы нашего воспитания направлены на выравнивание личности под общепринятые стандарты, под единственно правильную мораль и принятые в обществе установки и верования, поэтому по-настоящему высокая и независимая самооценка является среди людей большой редкостью.
Однако воспитать себя самому и повлиять на самооценку все-таки можно и во взрослом возрасте, поэтому учиться по-настоящему любить себя, воспитывать свое внутреннее достоинство и независимость от оценки и суждений других людей — одна из важных задач для достижения полноценной уверенности в себе.
2-я составляющая это управление психологическим состоянием. Как высока не бывает самооценка, но даже у сильных личностей бывают минуты слабости, внутренней дрожи и подлого волнения в ответственных ситуациях. На одном старом фундаменте здесь уже не продержаться. Ситуации психологического давления, жестких переговоров, повышенное внимание публики — все это ситуации испытания, которые требуют дополнительной внутренней работы. Здесь существует целый ряд приемов и методов, но все они направлены на главное — настрой на «состояние силы», абсолютной уверенности, внутреннего комфорта, на тренингах мы это называем «состояние Хозяина».
Состояние Хозяина мы испытываем, когда нам что-то принадлежит — это свои вещи, пространство, дело, а настоящему Хозяину по жизни принадлежат и хорошие люди вокруг, и улица, и город и вся планета. Это состояние содержит в себе и любовь к себе и людям, и внутренний комфорт, и уверенность, и независимость от мнения окружения, и ощущение внутренней силы. В ситуации внимания это состояние часто уходит, потому что ситуация оценки является ситуацией дискомфортной и человек впадает в состояние не-хозяина. Поэтому важно состояние Хозяина вспоминать, возвращать, культивировать, опять настраиваться на него, когда оно уходит.
Необходимое условие достижения состояния Хозяина — это умение управлять собственной концентрацией внимания, умение включать волевые качества, проделывать определенную душевную работу. Одна из причин волнения на людях, это подсознательное желание понравится, получить хорошую оценку от публики, восхитить своим величием других людей. Известно, что где внимание — там энергия. И когда энергия внимания направлена на оценку себя, нравлюсь — не нравлюсь, на вредный вопрос «как я выгляжу» — человек начинает выглядеть еще хуже. Потому что острое желание выглядеть лучше сковывает человека и делает его неестественным. Поэтому важно вытеснить этот внутренний вредный вопрос, перенаправить энергию внимания на дело, т. е. сконцентрировать внимание не на вредном вопросе «как я выгляжу» и «что подумают», а на оценку самих партнеров или публики, что и как они говорят, на собственную речь, энергетику, содержательность. Настоящий Хозяин о себе в этот момент не думает, он и так знает, что он «ОК», что ему к этому возвращаться, он вкладывает свое внимание в дело, которым занят. И происходит интересный парадокс — чем меньше хочешь понравиться публике, тем больше нравишься, потому что ведешь себя естественно и уверенно.
Однажды великого Пеле журналисты спросили про волнение:
— Как вам не страшно играть в футбол при таком скоплении публики?
Он ответил так:
— Если я буду думать про зрителей, я забуду, куда катить мяч.
Занимающийся делом — забывает бояться. В этом главный закон уверенного внутреннего состояния и поведения на публике. Если активного дела или речевого воздействия пока нет, Хозяин изучает, исследует мир. Если передо мною люди — хорошо, будем изучать людей, это тоже нужное дело. Изучение и исследование — это тоже действие, только мысленное действие.
3-я составляющая — освобождение тела. В чем смысл? Здесь работает следующий принцип — психологические напряжения приводят к мышечным зажимам в теле, поскольку наша психика, душевное состояние и тело всегда работают в комплексе и одно неотделимо от другого. Этот механизм зачастую очевиден и на публике, когда человек неестественно держится, наигрывает, или когда оратор скован, напряжен, вцепляется в спинку стула, постукивает ногами по полу или судорожно жестикулирует руками. Стеснение — это типичный психологический и телесный зажим, даже само слово происходит от слова «тесно».
Причем остаточные зажимы и напряжения у нас присутствуют и в обычной жизни, даже если на нас никто не смотрит и даже если сами мы их не чувствуем. Поэтому, здесь использует принцип «расслабленное тело — расслабленная психика». Если по-настоящему расслабить и освободить сначала мышечные зажимы в теле, то это повлияет и на расслабление душевно-психологического напряжения, в том числе и на людях. Поэтому очень важно в процессе общения с публикой контролировать свои мышечные напряжения и блоки, уметь расслаблять и освобождать их.
Теме свободы тела посвящены практики и тренинги на снятие мышечных зажимов, глубоких телесных блоков, формирование, с одной стороны, расслабленного тела, но, с другой стороны, вполне собранного — для быстрого реагирования при жизненной необходимости, как у спортсменов или животных. Также освобождению тела от напряжений посвящены все телесно-ориентированные практики, медитативно-расслабляющие техники и аутотренинги, свободное дыхание, «грязные» и не очень танцы, а также ряд актерских практик, связанных со сценическим движением.
Желаю вам быть Хозяином своей жизни!