Автор: Юлия Зеликман
Необходимость этой статьи назрела в результате анализа моей многолетней работы с юношескими группами. Исследуя причины, по которым участники перестают посещать занятия, я обнаружила, что наиболее часто в группе разочаровываются, как это ни странно, родители. Иногда мне звонят ребята и говорят, что они очень хотят ходить, но родители против, так как считают, что мы занимаемся ерундой. Получается, что у родителей есть какие-то ожидания, которые не оправдываются. Таким образом, мы сталкиваемся с противоречием интересов родителей и самих ребят. И так как я убеждена, что родители любят своих детей и желают им исключительно добра, действуют в интересах своих детей, а не против них, то я считаю важным разобраться в этом вопросе.
Юношескую группу посещают старшие подростки (средний возраст 14–15 лет). Окончание школы уже не за горами, нужно определяться с институтом и выбором профессии. Все взгляды обращены в будущее, которое не ясно и потому особенно тревожно. Родители все больше и больше беспокоятся о дальнейшей жизни своих детей, считают, что последние школьные годы самые важные, необходимо поднажать на учебу, чтобы никакие возможности не были упущены. И если сын или дочь не уделяют должного внимания школьным заданиям, ответственные родители пытаются всячески повысить их мотивацию, обращаясь за помощью к психологу, приводя ребенка на группу. И я, как мама двадцатилетнего сына, совсем недавно находящаяся в такой ситуации, прекрасно понимаю их озабоченность: момент поступления в институт действительно очень важный в жизни подрастающего человека. А что же сами подростки? Их, безусловно, тоже волнует их будущее, но совсем не так, как родителей. Им свойственно жить настоящим. Будущее для них важно, но пока сильно туманно (исключения, конечно, существуют, но это всего лишь исключения).
А что же по-настоящему интересует юношей и девушек? Подростки центрированы на себе: их очень волнует их внешность, они стремятся к созданию собственной «культуры» (одежды, жаргона и т. д. ). Также они заметно озабочены тем, как их воспринимают окружающие. Подростки эмоционально возбудимы, это делает их чувствительными к негативным реакциям, к собственной неуспешности, внешней непривлекательности, часто вымышленной, а частично связанной с быстрым ростом и созреванием. Этим обусловлены резкие колебания в отношении к себе, неустойчивость самооценки. Им очень важно быть понятыми и принятыми. При этом принятыми они могут быть только сверстниками.
Основное противоречие подросткового периода — настойчивое стремление ребенка к признанию своей личности взрослыми при отсутствии реальной возможности утвердить себя среди них. Это объясняется их «маргинальным» положением — уже не дети, но еще и не взрослые. Учителя и родители требуют от тинэйджеров взрослого отношения ко всему, а полноценного признания как равного не дают, так как подросток еще не дотягивает до их уровня: еще не совсем взрослый, еще не совсем мужчина, не совсем женщина, не совсем независимый. А признание в этом возрасте просто жизненно необходимо!
Итак, мы видим, что главная потребность этого периода — найти свое место в обществе, быть «значимым» — реализуется в сообществе сверстников. Именно в общении со сверстниками происходит формирование своего образа (Я-концепции), определяющегося желанием понять себя, свои возможности, свои стремления и особенности как объединяющие подростка с другими людьми, так и отличающие его от них, делающие его уникальным и неповторимым. Именно в общении подросток реализует свою потребность в самоутверждении, находит свое место в системе отношений.
Юношеская группа в Синтоне — это группа сверстников, где все из одной стаи, где все в сходных жизненных обстоятельствах, где можно рассчитывать на понимание и поддержку. Вот почему ребятам так важно приходить сюда и общаться. Выдающийся отечественный психолог Д. Б. Эльконин считал общение со сверстниками ведущей деятельностью детей этого возраста. Именно в этом возрасте деятельность общения, сознательное экспериментирование с собственными отношениями с другими людьми (поиски друзей, выяснение отношений, конфликты и примирения, смена компаний) выделяется в относительно самостоятельную область. Учеба по-прежнему занимает большое место в жизни молодых людей, но все самое важное в их жизни происходит вне школы, а именно в общении, в разговорах по душам, в многочасовых доверительных беседах, которые со стороны воспринимаются как пустой треп. Родители, к сожалению, недооценивают такое времяпрепровождение, часто считают это никчемной болтовней. Но если во всем мире миллионы юношей и девушек этого возраста все свободное время проводят за разговорами, значит это зачем-то нужно.
Давайте попробуем взглянуть на это с другой стороны. Наше счастье или несчастье в огромной степени зависит от человеческого общения, от того, умеем ли мы общаться. Кто больше преуспеет: круглый отличник, имеющий трудности в общении или троечник, который великолепный коммуникатор? Очень часто в основе ухудшения успеваемости лежит нарушение общения с учителями, родителями или сверстниками. Снятие же напряженности в общении, ослабление личностных проблем может повлечь улучшение оценок в школе.
На группе с ребятами на глубинном уровне происходят очень важные вещи. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и, в то же время, отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне сообщества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на разных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств. В общении со сверстниками происходит проигрывание самых разных сторон человеческих отношений, построение взаимоотношений, основанных на «кодексе товарищества», реализуется стремление к глубокому взаимопониманию. Интимно-личное общение со сверстниками — это деятельность, в которой происходит практическое освоение моральных и нравственных норм и ценностей. В ней формируется самосознание как основное новообразование психики. Ребенок учится выделять себя из среды, осознавать себя как отдельную самостоятельную единицу; присваивать свою активность: «Я управляю собой»; осознавать себя через другого: «То, что я вижу в других, это, может быть, и мое качество»; морально оценивать себя, рефлексировать — осознавать свой внутренний опыт. Результатом наших занятий является целостное и связное представление молодых людей о самих себе.
Я предвижу возражения, что да, пусть разговоры важны, но просто разговоров недостаточно, они же должны как-то воплощаться в делах. Это бесспорно, для изменений нужны действия. Если мы не будем делать, мы не исполним свои желания и мечты, не познаем радость побед и горечь поражений, не станем мастерами своего дела, не женимся, не родим детей, проще говоря, не проживем свою жизнь. Но я хочу обратить внимание на тонкий момент. Часто от родителей можно слышать: «Что ты слоняешься без дела, пойди займись чем-нибудь!» Так вот, я категорически против, чтобы делать «что-нибудь». Мы предлагаем ребятам почаще задаваться вопросами: «Что я сейчас делаю?» и «Зачем я это делаю?» На группе мы учимся осознавать свои действия и соизмерять их со своими желаниями, учитывая свои возможности и опираясь на свои ресурсы. Мы — за сознательное поведение, которое является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько следствие представлений о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.
Автор: Зеликман Ю.
Размещено на сайте syntone.ru. При публикации статьи ссылка на сайт обязательна.