Родитель как садовник, который помогает дереву расти.
Вы же не будете заставлять дерево расти, цвести и плодоносить.
Природу нельзя форсировать. Вы можете сажать, поливать, удобрять, защищать от вредителей и ждать. Дерево вырастет само. В этом задача учителя — он должен быть садовником.
Ошо
Чтобы понять, что такое гармоничное развитие, нужно понять, что такое гармония. Вы знаете ответ на этот вопрос? У некоторых он перерастает в банальное «чтоб у меня все было…». Ан нет.
Начнем с истории. Гармо́ния — древнегреческое слово, означающее порядок, слаженность, соразмерность. Чаще всего его использовали относительно музыкальных произведений*. Звучит произведение красиво и мелодично, значит оно гармоничное. Инструменты играют не слаженно — какофония. Так же и с человеком.
В кабинетах у психологов, при проведении разнообразных тренингов, во время бесед на тему семьи и воспитании детей постоянно звучит «мы хотим, чтоб все было гармонично» — гармоничный ребенок, гармоничный муж, гармоничная работа… Повторим прописную истину — начни с себя. Хочешь или не хочешь, но невозможно создать гармоничную семью и воспитать гармоничного ребенка, если сам находишься в состоянии вечного неудовлетворения или недовольства. Дети — прекрасные эмпаты и они особенно остро чувствуют состояние своих родителей, коим вовсе необязательно выражать свои чувства и эмоции словами.
Ребенок до месяца учится дышать и смотреть, после месяца он учится общаться (бессознательно, на уровне рефлексов). И уже сейчас родителю пора задуматься о гармоничном развитии. Любое тактильное соприкосновение, взгляд, мимика — для ребенка уже общение. Оратите внимание на то, что сейчас важнее всего — поцелуй, объятия, их ребенок на бессознательном уровне будет помнить всю жизнь. В любви и ласке ребенок нужнается так же (а возможно и больше) как в пище и уходе. Начинайте день с улыбки и нежных поглаживаний малыша, продолжайте негромкими, неторопливыми разговорами-комментариями того, что происходит вокруг. Главное не ломать его, не мешать. Даже то, что он ползет, а мы подходим сзади и хватаем его со спины дает только одно — он начинает боятся изучать мир. Родитель, который так поступает — это помеха на пути развития гармоничной личности ребенка. Конечно, если ребенок целенаправленно ползет к оголенному проводу, то тут его надо хватать и бежать. Но если опасность представляет из себя пустую кастрюлю, по которой можно греметь крышкой, то лучше подойти к ребенку так, чтоб он увидел вас и, начав разговор, отвлечь от этой кастрюли другой игрушкой, менее гремящей.
Совсем недавно молодой папочка с гордостью сообщал, что он наконец-то понял, как нужно общаться с ребенком (ребенку, смею заметить уже больше года):
— Он у меня реагирует только на слова НЕТ и НЕЛЬЗЯ. Я ему громко говорю. Он только тогда слышит.
— А в каких ситуациях?
— Ну вот, например, ползет он у меня к мусорному ведру, я его опережаю и громко говорю — НЕТ!
— А он?
— А он останавливается, а потом все равно дальше ползет. Это уже из вредности.
— Ты ему пробовал объяснить, почему нельзя ползти к мусору?
— А смысл? Ему же только год — он не понимает ничего.
Какая тут гармония, если папочка в упор не видит того, с кем общается. Мусорное ведро видит, а ребенка нет. Поймите, мамы и папы, ребенок просто слов сказать еще не умеет, но он общается с вами! А вы-то пытались? Или довольствуетесь тем, что он маленький и «ничего не понимает». В таком случае и в 12-ть лет, когда ребенок уже начинает походить на взрослого, вы не сможете сделать его гармоничным. Просто потому, что уже поздно — ребенок отправляет родителя «гулять в сад» и в этом саду задумчивый родитель думает, что ж такого он сделал, ведь столько всего вложил… Что вложил?
Задумываясь о гармоничном воспитании деток постарше, тоже в первую очередь обратим внимание на родителя. Чего он хочет? Либо чтобы у ребенка был выбор, возможность попробовать и набраться собственного опыта — в этой ситуации родитель будет адекватно оценивать отказ ребенка. Второй вариант, когда у мамы-папы что-то не получилось, а ребенок теперь расхлебывает. Мечтала мама играть на фортепиано, ан не сложилось. Зато теперь у мамы есть дочка, которая несомненно должна стать великой пианисткой. А у дочки спросили?
Был такой случай. Ребенку очень повезло с родителями, в том смысле, что все талантливые: папа и мама закончили физмат, дедушка ученый. По проторенной дорожке и ребенка отдали учиться в физмат. А ребенок чистый гуманитарий, он 4 языка знает, cтихи пишет. Семья образцово-показательная, а каждый день скандалы. Отец не жалея голосовых связок вдалбливает в дитя биквадратные уравнения, не уставая повторять, что «Ты придурок, опять ничего не знаешь». И папе невдомек подумать о том, что он-то сам не знает 4-х языков и стихи папа тоже не пишет… Так что ж, может это ребенку нужно папу называть аналогичным эпитетом?
В итоге, пока ребенок не заработал себе язву на нервной почве, его держали в этом физмате, надеясь, что у него приоткроется второе дыхание. А всё амбиции родителей: надо, чтоб ребенок был не хуже. Не хуже кого?
Что же делать? Как же гармонично воспитывать?
Видеть, слышать, разговаривать, давать попробовать и оценивать действительно ли ребенку это нравится и надо.
Расскажу еще один пример — родители привели дочь в балетную школу. Сходив на занятия в первый день, она устроила родителям истерику на тему того, что балет — это сложно (причем она не говорила, что не хочет ходить…) Родители вняли гласу деточки и перестали ее водить на занятия… Сейчас деточке больше 30-ти лет и она до сих пор сетует на то, что родители услышали совсем не то, что она хотела сказать и ей сейчас так не хватает балетного образования…
Итак, гармония в семье, гармоничные взаимоотношения между родителями, умение слушать друг друга, доверять, способность договариваться неизбежно ведут к гармоничному воспитанию и гармоничной личности ребенка. Давайте ему попробовать и рисование, и математику, и скрипку, и фортепиано, и карате, и фехтование, и садоводство… И наблюдайте! Любящий родитель обязательно увидит, к чему тянется душа его ребенка. Направляйте. Но помните, что вы можете отправить ребенка в кружок или в школу, вы можете заниматься с ребенком чем угодно, но ребенок САМ делает свершения. Гордитесь и хвалите ребенка за это и не делайте их вместо него.
*А по поводу гармоничной музыки — включайте классику в комнате, где занимается ребенок. Это формирует настроение и создает гармоничный фон. Другой вопрос, что в воспитании гармоничной личности вы явно не обойдетесь только классической музыкой, но она станет одной из прекрасных составляющих в целой плеяде гармоничных увлечений вашего ребенка.
Эту статью написала Екатерина Степанова — талантливый журналист; женщина, которая путешествует по миру и никогда не стоит на месте в своем развитии; любящая мама, которая создает все условия, чтобы ее дочь была творцом своей жизни.
О гармонии в семье, гармонии в ребенке и родителях мы говорим в «Синтоне» на тренинге для родителей Школа счастливых родителей.
А для детей и подростков у нас есть детско-юношеское направление.
Подробности вы можете уточнить по телефону +7 (499) 705-5695 или на нашем сайте.