Заказать звонок

Есть ли общие каноны красоты?

Автор: Марианна Збронская

И да, и нет. Для того, чтобы раскрыть смысл этого понятия, я бы предложила обратиться к его истории. Начнем с того, что в украинском и польском языках (у них одна с русским праиндоевропейская основа), например, оно звучит как «врода» и «uroda», то есть корень слова в обоих случаях — род — относит нас к чему-то изначальному, данному «от рождения» и принадлежащему к одному роду — виду, имеющему некую общность с чем-то или кем-то. В этом смысле русское слово у — родство — унесенное — уходящее — удаленное от рода — от привычного,— не имеющее сходства с родным.

То есть, то, что красиво для одного (человека, времени, места) может быть у-родливо для другого. Так в современном дизайне есть два противоположных отношения к цвету в одежде и в оформлении помещений: сочетание теплых и холодных тонов в помещении может сделать комнату красивой, заставит «играть» пространство, такое же сочетание в одном костюмном ансамбле — обезобразит фигуру его владельца.

В греческом языке слово красивый — ὡραῖος (hōraios) — этимологически близко к ὥρα (hōra) — «час», то есть «красота существует в свой час», другими словами, качества (как внешние, так и внутренние) присущие 20-ти летней девушке, будут выглядеть нелепо у сорокалетней женщины.

Люди очень субъективны в определении красоты. Каждый из нас, по сути, считает красивым то, что соответствует его собственным личностным и/или физическим характеристикам, расе, ценностям его культуры, времени, социальной принадлежности, морали — то, что имеет отношение к его роду. То есть, об общих канонах красоты мы можем говорить лишь имея в виду представления людей, принадлежащих к одному социальному, культурному или временному полю.

Вспомним, к примеру, что каноны человеческой красоты в средневековой Европе — нездоровая бледность, аскетическая худоба — определяются с одной стороны, особенностями быта (недостаток солнца и свежего воздуха в каменных замках и каменных городах с узкими улицами, эпидемии, вызванные невозможностью соблюдать элементарную гигиену в тех же городах) и культурными-религиозными ценностями эпохи (подавление плоти ради величия духа). Архитектурные красоты средневекового периода, собственно, тоже поддерживают идею стремления к высокому: готический стиль — шпили, стремящиеся к небу-Богу. Эпоха же Возрождения, напротив, обращается к воспеванию деторождения, плотским утехам, к земле (картины Рубенса, Терборха и других голландцев, романский стиль и, затем, барокко в архитектуре, изобилующий пышными витиеватыми украшениями).

Кроме того, красота как оценочное понятие, соотносится для каждого человека в определенной степени с внутренней субъективной оценкой «нравится/не нравится». Каждый из нас согласится, к примеру, с тем, что все цветы на земле по-своему красивы своей естественной «врожденной» красотой, однако, каждый, выбирая из всего предложенного многообразия, остановится на самом красивом «для себя», на том, который отвечает его личным субъективным представлениям о красоте, на том, который является отражением его собственной внутренней красоты, другими словами, выберет «по образу и подобию своему». На этом принципе основывается тестовый мотив символдрамы (психологический метод) «Цветок», позволяющий уточнить, как выглядит бессознательное представление человека о себе, насколько он способен к отражению во вне бессознательного материала в символическом виде и готов ли соотносить личные бессознательные образы с образами коллективного бессознательного.

Если же сузить попытки определить общие каноны красоты до представлений людей о человеческой красоте, то мне кажется интересной нетрадиционная гипотеза о появлении в славянском языке слова «красота». Автор её возводит появление слова к заимствованию из древнеегипетской религии и определяет значение слова, соотнося его с именем Ра — бога солнца: к-ра-с-от-а — содержащая свет, исходящий от Ра. В этом смысле, представление о красоте относит нас к солярному мифу о путешествии героя (эго) полном различных испытаний, но неизбежно приводящем к победному воссоединению с кем-то или чем-то (интеграции, гармонизации) (к слову, в германских языках слова с корнями, близкими славянскому «крас» означают «хвала», «слава»). И, если мы соглашаемся с тем, что миф мы можем рассматривать как карту исследования ландшафтов внутреннего мира человека, то в представлениях о красоте естественно содержится представление о путях личностного развития и способах гармонизации внутреннего мира. Тогда (в этом узком смысле) можно говорить об общих (транскультуральных) канонах внутренней человеческой красоты.

Ближайшие тренинги
Запись вебинара
«Треугольник Карпмана:
самая частая ловушка в отношениях.
Как понять и выйти.»
Тренинги
Запись вебинара
«Современный нетворкинг»
Тренинги
Запись тренинга
«МАСТЕР СЛОЖНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ:
лучшие техники убеждения
сообщества переговорщиков»
Тренинги
Видео «Механизмы развития конфликта»
Тренинги
Видеозапись вебинара Александра Тарасова (21.04.2019 г.)
Тренинги
Видео «Как сделать свою женщину счастливой, не изменяя себе.»
Тренинги
Видеозапись вебинара Евгения Яковлева (от 26 ноября 2019 г.)
Тренинги
Автокурс
«Как стать психологом для себя, для семьи и для дела во время кризиса и после него»
Тренинги
Запись вебинара
«7 причин, почему вы не замужем
и как все исправить за 100 дней»
Тренинги
Видео «7 причин, почему вы не замужем и как все исправить за 100 дней»
Тренинги
Подарочный сертификат: оригинальный и полезный
ПОДАРОК
для ваших близких
Тренинги
Видеозаписи вебинаров
для Премиум-пакета
Тренинги