В процессе взросления, под воздействием внешних условий, генетических предпосылок, у молодых людей формируются устойчивые эмоциональные качества — эмоциональные особенности и свойства личности. Важно отметить, что, часто, они именно формируются, то есть стихийно и сами. Например, эмоциональные особенности студенток — фанатов таких телепередач, как «За стеклом», «Дом -2», «Мыльных опер» и подобных, можно характеризовать как: эмоциональная возбудимость, реактивность, аффектированность. Конечно, никто не поводил научных исследований по этому поводу, но, встречая очередную визгливую барышню, поинтересуйтесь, что она смотрит по телевизору, думаю, ответ вы сможете угадать заранее. А ведь сегодняшние студенты, это завтра — менеджеры, со своими сформировавшимися особенностями и свойствами личности, которые обязательно проявятся в процессе трудовой деятельности. Может быть, в этом объяснение двойственной ситуации, когда работодатели говорят, что не хватает качественных менеджеров, а в стране сотни тысяч выпускников вузов, не имеющих возможности устроится на желаемую работу или не соответствующих требованиям, предъявляемым к сотрудникам с приличной зарплатой. Поэтому эмоциональные качества личности, часто, напрямую влияют на успех в трудовой деятельности и, соответственно, на уровень доходов.
Такие особенности личности, как эмоциональная возбудимость или аффектированность, могут компенсироваться общим низким эмоциональным тонусом, не высокой силой реакций, эмоциональной стабильностью. Всё определяется желанием самого человека воздействовать на свою эмоциональную сферу жизни, управлять ею. Хорошо сказал Н. Доризо: «При максимуме сложностей, подход к проблеме всё-таки один, желанье это множество возможностей, а не желанье — множество причин».
Эмоциональные качества влияют на общий психический облик человека, образуя — эмоциональный тип личности. Различают несколько типов: эмоциональные, сентиментальные, страстные, фригидные (холодные).
Эмоциональный тип.
Люди, эмоционально впечатлительные и легко возбудимые, часто, на незначительные события, слова, реагируют импульсивно, кричат, плачут, становятся агрессивны. Свои поступки, вызванные состоянием эмоционального аффекта, глубоко переживают, не всегда признают свою неправоту, доказывают обратное. Не делают выводов на будущее, повторяя неадекватное эмоциональное реагирование.
Менеджеры с таким типом личности, как правило, могут продвигаться в карьерном росте исключительно из-за высочайшего профессионализма, им разрешается вести себя излишне эмоционально до тех пор, пока это не сказывается на эффективности работы, позитивном эмоциональном настрое всего коллектива. Как только «эмоциональное хулиганство» приносит больше вреда, чем менеджер приносит пользы для компании, от такого работника стараются избавится, просто его эмоциональная неуравновешенность дорого обходится работодателю.
Сентиментальный тип.
Такие люди больше увлечены своими эмоциями, переживаниями, которые не связаны с поведенческой активностью. Они склонны к самосозерцанию. Мир для них представлен сквозь призму своих актуальных эмоциональных состояний. Этих людей можно назвать чувственно-пассивными, они любуются своими эмоциями, которые, часто, изображают для себя.
Менеджеры с таким эмоциональным типом личности могут не замечать эмоции и состояния других людей. Хотя, они умеют, и даже иногда замечают, что клиент нервничает, но для них главное самолюбование своими чувствами.
Страстный тип.
Это люди эмоционально мобильные, всё делают с упорством, живут напряженной, яркой, насыщенной жизнью. Обязательно находят себе увлечение, которому отдаются страстно. Свою бурную энергию они тратят в полной мере, сопровождая неуёмную деятельность мощным эмоциональным зарядом. Содержание их страстной увлечённости не имеет особого значения, это может быть великий проект создания крупного холдинга, или охота на гиппопотамов, всё они будут делать эмоционально ярко.
Менеджеры с таким эмоциональным типом личности могут быть выдающимися управленцами, но с таким же успехом смогут разрушить любую стабильно работающую компанию, если не будут контролировать свою эмоциональную энергию трезвым и логичным расчётом. Для них полезен контроль со стороны, чтобы компенсировать бурную деятельность эмоциональной устойчивостью.
Фригидный тип.
Это не ругательство. Фригидный эмоциональный тип — это люди холодного рассудка. Их эмоциональные проявления слабо выражены, поэтому они часто не понимают других людей, которым свойственны более яркие эмоциональные проявления. Бывают трудности в умении сопереживать другим людям, поскольку присоединение к переживаниям человека происходит больше на эмоциональном уровне, чем на логично-рассудительном.
Менеджеры с таким эмоциональным типом личности могут быть очень полезны в аналитической работе, но вряд ли они будут лидерами и хорошими коммуникаторами. Люди с таким типом эмоционального реагирования испытывают серьёзные трудности в управлении коллективом.
Редко можно встретить один чётко выраженный эмоциональный тип личности. Чаще встречается смешение различных вариантов с наличием одного ведущего. Например, фригидный тип может становиться очень даже страстным при известии о лишении премии, или страстный, но сильно уставший похож на сентиментального. Более того, с учётом конкретных условий работы эмоциональные качества могут меняться. Если человек сильно мотивирован проявить себя и заработать денег, то он будет подстраиваться под установленный в компании тем и ритм работы, принятые правила корпоративной культуры.
Показателен один случай. Девушка окончила университет, она была умна, учёба давалась легко, поэтому особо не напрягалась, любила поспать, часто опаздывала, сильные переживания на её лице отражались редко. Барышня относилась более к фригидному эмоциональному типу личности. Но когда устроилась на работу в очень крупную и довольно известную компанию, то сначала заметили её хорошие, грамотные и профессиональные отчёты, потом повысили, сделали мелким, но руководителем. Тут и начались проблемы. Руководителю, как ни странно нужно руководить, то есть влиять на других людей, куда входят, в том числе, умения, улыбаться, хмурится, показывать радость, гнев, недовольство, доброжелательность, поддержку и другие интересные эмоции. Вопрос встал следующим образом, либо всем этим эмоциям надо научиться, либо увольняться, что сулило следующие последствия. Потеря хорошей зарплаты, невозможность выплаты кредита за квартиру, конец карьеры в бизнесе, который нравился. Сошлись два способа мотивации воедино. С одной стороны нужно было избежать неприятных последствий, с другой стороны овладение и управление своими эмоциями сулило дальнейшее повышение денежного дохода и карьерное продвижение. Не сразу, но проблема была решена, появилась эмоциональная активность, вызванная страстным желанием не потерять квартиру и не остаться на улице. Из фригидного эмоционального типа она стала проявлять черты, когда страстного, когда просто эмоционального, а вечерами дома, иногда, становилась сентиментальной. Ей помогла мощная мотивация и хорошо сформированная корпоративная культура. Говорят, что если свежий огурец бросить в банку с солёными огурцами, то через некоторое время он станет таким же. Так окружение и обстоятельства могут влиять, при достаточной мотивации, на изменение эмоционального типа личности, приобретения новых навыков эмоционального реагирования. Важно также понять, что нет плохих или хороших эмоциональных качеств, есть те, которые мешают эффективно действовать в данный, конкретный промежуток времени, есть те, которые помогают. Главное всегда иметь выбор, что и как переживать, какие эмоции будут актуальными и целесообразными. Владение эмоциями это не подавление их, а включение в систему эмоционально-волевой регуляции, полезно чтобы любая эмоция была адресной и целесообразной.
Автор: Пичугин В.
Размещено на сайте http://www.syntone.ru. При публикации статьи ссылка на сайт обязательна.