На вопросы отвечали:
Почему вы выбрали работу с детьми?
Елена:
Это совершенно удивительная работа — творческая, увлекательная. Конечно, в первую очередь, из-за самих детей. Часто они оказываются очень мудры в обсуждении самых разных тем. Удивительно наблюдать, как быстро они растут, меняются в течение нашей работы.
Юлия:
Это моя мечта с детства, мне близка эта тема. Я очень хорошо помню десткий возраст. Плюс моему ребенку сейчас 18 лет.
Владимир:
Подростковые группы отличаются от взрослых тренинговых групп, у них своя специфика, и именно это в них мне нравится.
Ольга:
Я люблю детей, мне с ними приятно, я их понимаю, слышу, чего они хотят. Это мой путь, то направление в психологии, где я могу быть полезной. Я помогаю детям найти свою дорогу и комфортно взаимодействовать миром.
В чем главная задача тренингов для детей и подростков?
Елена: В школе внимание педагогов направлено в первую очередь на интеллектуальные успехи детей и подростков. В стороне остаются такие непростые темы как дружба, переживание разных чувств, умение найти компромиссное решение конфликтов и многие другие. На тренинге именно эти непростые темы и являются основными. На тренинге мы заботимся о развитии другого интеллекта — эмоционального.
Юлия и Владимир:
Мы считаем, что тренинг — это экспериментальная лаборатория, где можно безопасно попробовать разные модели поведения, проживать какие-то ситуации, которые в жизни пробовать либо страшно, либо не понятно что получится в результате. На тренинге можно поэкспериментировать, можно посмотреть на последствия и результаты своих действий, и в жизни принять взвешенное, ответственное решение. На тренинге каждый участник может увидеть свои сильные и слабые стороны, свои особенности и понять, что ему делать с этим в дальнейшей жизни. Кроме того, ребята приобретают новых друзей, получают помощь и поддержку от всех участников группы.
Ольга:
У тренингов для детей и тренингов для подростков разные задачи. Задача тренингов для детей — найти гармонию с миром, подросткам — найти гармонию с собой. Детям важно найти свое место в мире, научиться с ним взаимодействовать, общаться, найти свое пространство в мире. Подросткам важнее понять себя, научиться находить контакт с миром, через глубокое понимание себя, ориентироваться не на других, а на себя — найти свою дорогу.
Зачем родители приводят детей на тренинговые группы?
Ольга:
Опять же, подростков и детей приводят с разными запросами. В подростковые группы — либо ребенок агрессивный и активный — с ним сложно взаимодействовать, либо тревожный, замкнутый с ним сложно найти контакт, общий язык. На детские группы в основном приходят со «школьными запросами» — ребенок невнимательный, сложно находит общий язык с окружающими, ребенку трудно в ситуации стресса, например на экзаменах показывает гораздо худшие результаты, чем есть на самом деле, и т.д. Иногда бывают сложные запросы — детские страхи или агрессивность. Но в целом, группа больше направлена на рост и развитие, чем на коррекцию.
Владимир и Юлия:
Мы помогаем подростку понять, кто он есть на самом деле, понять, разобраться, что ему нужно в жизни, увидеть новые возможности, увидеть последствия своих поступков, попробовать на группе что-то новое. На основе своего опыта в такой безопасной обстановке научиться быть самостоятельной личностью, уметь принимать взвешенные решения.
Бывает, родители приводят подростка в группу для того, чтобы получить на него дополнительное влияние или чтобы из ребенка сделали кого-то другого, каким они хотели бы видеть своего ребенка. Хотелось бы сразу сказать, что наша работа заключается в другом. Мы не стараемся переделать ребенка: достигнутый эффект будет очень кратковременнен, а последствия через год или два могут быть печальными.
Елена:
Сложно ответить на этот вопрос. Наверное, в каждом случае, это разная причина. Иногда инициатива исходит от самих детей и подростков.
Какие вопросы чаще всего задают родители?
Юля и Владимир:
Самый частый вопрос от родителей, чьи дети постарше — как замотивировать ребенка придти на группу, как уговорить? Мы бы посоветовали дать ребенку максимум информации о группе, например, дать почитать информацию на сайте. Основная задача — дать понять ребенку, что это интересный, творческий и увлекательный процесс, Что он будет окрежен единомышленниками. Самое главное, чтобы у подростка была цель и понимание, что он может найти в тренинге. Если у ребенка есть такое понимание, то результаты получаются великолепные.
Елена:
Чаще всего родители спрашивают о теме занятий, о том блоке, который сейчас мы проходим. А еще часто спрашивают о том, как ведет себя на группе их ребенок. Мы всегда стараемся дать исчерпывающую информацию.
К какому блоку привести ребенка?
Ольга: В любой теме, будет место для отработки своих ситуаций и в любой теме ребенок возьмет то, что ему необходимо. Иногда бывает, что ребенок находит для себя ответы не в той теме, по которой его привели первоначально, а в другой.
Елена:
Мы готовы к приходу новых участников на первое занятие каждого нового блока. Первое занятие всегда построено таким образом, чтобы новому участнику было комфортно вливаться в групповую работу.