Заказать звонок

Денис Швецов: Что делать с эмоциями?

В том том, что же такое эмоции и откуда они берутся, сегодня разбираются Марианна Збронская и Денис Швецов.


  • Откуда берутся эмоции?
    M.: Насколько мне известно, сушествует три основных источника, запускающих эмоциональные процессы.
    Во-первых, эмоции могут быть вызваны внутренними нейронными и нервно-мышечными процессами. То есть за изменение или особенности эмоционального фона может отвечать:
    1) гормональная система организма,
    2) естественно вырабатываемые нейромедиаторы,
    3) наркотические препараты,
    4) собственное экспрессивное поведение, в том числе мимика и пантомимика (не зря же говорят: чтобы утром поднять себе настроение — улыбнись себе в зеркало)
    5) телесные особенности (трудно все время носить с собой напряженные плечи и ходить на напряженных ногах, например)
    6) изменения температуры крови мозга и последующие нейрохимические процессы.
    Во-вторых, эмоции могут быть вызваны другими эмоциями или удовлетворением /неудовлетворением базовых потребностей, таких как голод, избегание боли, половое влечение, усталость.
    В-третьих, эмоции могут запустить некоторые процессы мышления (когнитивные процессы):
    1) оценка, например, когда какие-то события в жизни определенным образом, объективно или в силу привычки, оцениваются человеком как «хорошие/плохие», «полезные/бесполезные», «опасные/безопасные»;
    2) память, например, когда события в жизни напоминают те, которые когда-то вызвали определенные эмоции или воспоминания сами по себе вызывают какие-то чувства;
    3) приписывание человеку или ситуации каких-то качеств, исходя из субъективных представлений о мотивах его поведения, например: «он не принес мне кофе в постель, потому что он меня не любит» — повод для страдания и обид;
    4) предвосхищение поступков другого человека, событий или результатов их влияния, например: «я позвонила ему первая, и теперь он, наверняка, думает, что я… (далее в зависимости от творческих возможностей говорящего)» — соответственно и эмоциональная реакция.
    На мой взгляд, важно знать, что эмоция может быть вызвана непосредственно физиологическими процессами или эмоциональными процессами более низкого уровня. Кроме того, хорошо бы учитывать тот факт, что реакция человека на собственные эмоции тоже играет важную роль в протекании и регуляции эмоционального процеса.
    И ещё, переживание эмоции само по себе может влиять на характер и содержание мыслительных процессов.


    Д.: Я считаю, что эмоции рождаются двумя способами. Первый способ — это внутренняя оценка. А именно — когда нейтральные в общем-то факты окружающего мира как-либо трактуются человеком, и после этого, в зависимости от трактовки, человек испытывает эмоцию. Ну, например, выходит человек на сцену, а зрительный зал смеется. Если выступающий расценил это событие (смех зала) как насмешку над собой, то, возможно, он расстроится и стушуется. Если воспринял как «дружеское расположение» зала и знак хорошего настроения — почувствует прилив бодрости и хорошего настроения. Хотя факт — один и то же: смех зала. Второй способ возникновения эмоций — по ассоциациям. Например, когда-то звучавшая мелодия сопровождала радостное событие в жизни человека. И тогда, если эта мелодия зазвучит вновь, ассоциативная связь может вызвать ту радостную эмоцию, которая была раньше. То же касается и ассоциативных неприятных эмоций. Причем, порой мы не помним конкретного события, когда была «создана» ассоциация, но действие ассоциаций от этого не становится слабее. Наоборот, возникает ощущение, что «эмоция сама возникла».
    Есть, разумеется, еще такие немаловажные факторы, как общий уровень здоровья и работа желез (что сильно влияет на общий эмоциональный фон), но, на мой взгляд, физиология — это лишь предпосылка, а что с этим делать — это уже наше с вами дело.

  • Надо ли эмоциями управлять, или лучше научиться их проживать «как есть»?
    Д.: Эмоциями, на мой взгляд, управлять надо. Более того, мы эмоциями и так управляем. И различие лишь в том, управляем ли мы «с открытыми глазами» или «как будто это не я». Задача — научиться видеть и осознавать, как мы эмоции создаем, и после этого — поставить это важное дело себе на службу. Т. е. — речь идет не о «контроле эмоций» (когда они подавляются, хотя внутри «все кипит», например), а именно об управлении самим процессом их рождения. Более того, «проживание эмоций как есть» не является противоположностью управления. Для того, чтобы с эмоцией совладать, нужно сначала ее принять. Т. е. — осознать и даже прожить. Это снимает накал, это позволяет лучше прочувствовать собственное состояние и, соответственно, лучше им «рулить».

    M.: Практически любой человек, взрослея, научается управлять врожденной эмоциональностью, трансформировать её. Например, врожденный механизм проявления гнева — оскал, демонстрирующий готовность укусить противника, однако, многие люди, наоборот, стискивают зубы и поджимают губы, испытывая гнев. На мой взгляд важно иметь доступ к собственным чувствам, осознавать их и учиться выражать их — а не другие, которые как часто кажется «должны» быть в этой ситуации — выражать их социально адекватными способами. Что же касается управления, то мы безусловно можем научиться управлять теми процессами мышления, которые часто являются источниками эмоций, однако иногда это требует много сил, времени и серьезного углубления в детские переживания, поскольку многие эмоции действуют сейчас исключительно в связи с тем, что в детстве что-то пошло не так, чего-то не хватило или было слишком много.

  • Реально ли полностью подчинить внутренний мир собственной воле: когда хочу, тогда включаю любое настроение?
    M.: Наверное, это возможно, вот только вопрос, стоит ли игра свеч?
    Как правило процесс такого подчинения связан с включением защитных психических механизмов, таких как подавление, интеллектуализация и расщепление — механизмы эти, как известно, не самые эффективные из возможных защит, а усилий на их включение и поддержание требуется много.
    Кроме того, такие «волевые» люди не всегда, но часто бывают неспонтанны, слишком предсказуемы, вызывают у близких чувство тревоги, неопределенности и теряют искренние близкие отношения (при этом, надо сказать, официальные и общесоциальные связи могут не только не пострадать, но улучшиться)
    Или, в случае, если нервная система не выдерживает таких волевых нагрузок (а особенности нервной системы, так называемая психическая конституция, штука врожденная), то следующим их адресом становится приемная психиатра.
    Так что:
    «Думайте сами, решайте сами,
    Владеть или не владеть…»

    Д.: Я думаю, что это реально. По крайней мере, это подтверждает мой собственный опыт. Повторюсь: мы и так включаем любое настроение сами. Главное — понять, как мы это делаем, и продолжать уже осознанно.

  • Есть ли у человека врожденные эмоции, которые он не может изменить?
    Д.: То, что у человека есть изначально, я не берусь назвать именно эмоциями. Скорее — базовые реакции. Телесные: сжатие (как реакция на опасность) и распрямление (как сопровождающая реакция физиологической активности). Крик — тоже одна из основных реакций (а как еще малышу сообщать миру о своих потребностях?). Но те эмоции, которыми мы в основном и пользуемся при общении друг с другом, представляют собой разученные культурные образцы. Ребенку они не свойственны, это наш способ донесения информации друг другу. И именно такие эмоции чаще всего являются предметом рассмотрения при психологических консультациях и предметом беспокойства многих людей (имею здесь в виду неприятные эмоции). И хорошо, что все исправимо.

    M.: Я бы сказала, что существует некий набор фундаментальных или базовых эмоций, которые одинаково проявляются у представителей разных культур, проживающих на разных континентах и которые обеспечиваются врожденными нейронными программами. Однако, это не значит, что в психике человека есть какие-то незыблемые структуры: мы уже говорили о том, что, взрослея, человек научается в той или иной мере управлять врожденной эмоциональностью.
    Мне думается, что здесь можно говорить не столько об изменении самих эмоций, сколько об изменении способов или времени их внешнего выражения, а гневаться, радоваться, печалиться, испытывать отвращение, любопытство, интересоваться и бояться — это нормально и естественно для человека.
    Важно просто помнить, что какой бы ни была эмоция, переживаемая человеком, мощной или едва выраженной — она всегда вызывает физиологические изменения в его организме, и эти изменения слишком серьезны, чтобы их игнорировать.

Ближайшие тренинги
Видео «Мастер влияния»
Тренинги
Запись мастер-класса
«6 типичных
«подводных камней»
в развитии отношений:
как их избежать»
Тренинги
Прямо сейчас
в «Синтоне»
идет конкурс!
Тренинги
Видеозапись вебинара Александра Тарасова (9.07.2019 г.)
Тренинги
ошибочка
Тренинги
Автокурс
«Психология в Синтон-подходе для себя и клиентов»
Тренинги
Видеозаписи вебинаров
для Премиум-пакета тренинга «Искусство Речи: Риторика и Ораторское Мастерство»
Тренинги
Видео онлайн-марафона
«Как повысить самооценку»
Тренинги
Запись вебинара для мужчин
«Женщина-вампир. Как не давать кататься на своей шее»
Тренинги
Видео «3 способа избежать эмоционального выгорания в работе с людьми»
Тренинги
Видео «Мир равнодушия: как выжить в обществе экономии любви?»
Тренинги
Видео «Страхи: для чего они нужны и можно ли их преодолеть?»
Тренинги