Деловые тренинги появились в России в начале 90-х. Именно тогда руководители стали задумываться о повышении производительности труда, а компании стали работать на прибыль. Но пик популярности деловых тренингов приходится уже на конец 2000-х. Сейчас большинство руководителей коммерческих компаний понимают, что успешно работать в условиях жесткой конкуренции может только команда профессионалов. Именно развитием профессиональных качеств и занимаются деловые тренинги. Программы таких занятий могут быть рассчитаны на сотрудников всех уровней — от рядовых продавцов до топ-менеджеров. Деловые тренинги помогают наладить слаженную работу всех подразделений компании, улучшить взаимопонимание между подчиненными и руководством, развить необходимые профессиональные навыки сотрудников и как следствие повысить прибыль компании. Причём, результат от делового тренинга может быть самым разнообразным.
Чему учат деловые тренинги
- Техникам управления. Тренер расскажет о техниках управления подчиненными, обучит искусству точной постановки задач и принятия решений, способам управления и стимулирования персонала. К примеру, деловой тренинг «Результативное управление персоналом» поможет вам разобраться в таких темах, как делегирование, мотивация сотрудников, формат работы коллектива и многих других.
- Навыкам проведения переговоров. Эти знания повышают коммуникативную компетентность и руководства, и рядовых сотрудников. На деловом тренинге «Переговоры без поражений» слушатели научатся рационально проводить самые различные деловые переговоры: начиная от разговора с руководителем насчет повышения зарплаты и кончая сложным общением с конфликтным клиентом.
- Искусству продаж. Здесь рассказывают, как грамотно заинтересовать клиента в своей продукции, как подвести к подписанию выгодного контракта, как вести себя в конфликтной ситуации. Тренинги продаж, как и любые другие деловые тренинги, охватывают самый разнообразный спектр тем. К примеру, тренинг «Продажи от А до Я» включает в себя большинство тем, с которыми сталкивается ежедневно каждый «продажник», а тренинги «Продажи, ориентированные на личностные особенности клиента», «Работа с возражением и сопротивлением», «Агрессивные продажи и эффективная коммуникация с клиентом» посвящены конкретному направлению или задаче. Вы можете сделать акцент на определённой теме, если другие вам более или менее знакомы, или выбрать тренинг, который обучит ваших сотрудников искусству эффективных продаж с самых азов.
- Самопрезентации. Это важнейший навык для сотрудников, которые по долгу службы часто общаются с клиентами. От того, как они будут держаться в общении, насколько свободно и непринужденно будут общаться, напрямую зависит успех сделки. Деловой тренинг «Искусство речи: риторика и ораторское мастерство» научит вас уверенно держаться даже на виду большой аудитории, делать яркие запоминающиеся презентации и доклады и умело управлять силой своего голоса.
- Конкретным производственным навыкам. Очень часто на деловой тренинг отправляют группу сотрудников, занимающих одинаковую должность — например, операторов call-центра или торговых представителей. Тренер выслушивает пожелания руководства компании и учит всех сотрудников работе по одинаковому шаблону, чтобы их действия были слаженными и целенаправленными. Программа делового тренинга разрабатывается до мелочей, вплоть до того, как после какого гудка нужно брать трубку или каким должен быть внешний вид. В этом случае деловой тренинг выполняет фактически роль практического приложения к должностной инструкции. К таким деловым тренингам относятся занятия на тему «Этикет делового общения и телефонные переговоры», «Time management: эффективное управление временем», «Развитие навыков эмоциональной устойчивости и влияния на клиента» и другие.
Как и где пройти деловой тренинг
Если вы собственник компании или один из топовых руководителей, то у вас есть выбор — заниматься индивидуально или пойти на групповой деловой тренинг. Индивидуальные занятия полезны тем, у кого слишком специфический бизнес или же просто не хочется выносить сор из избы и делиться своими проблемами с другими слушателями — такими же руководителями. Если же вы, наоборот, чувствуете, что слишком замкнулись в себе и хочется узнать опыт других людей, столкнувшихся с теми же проблемами, то лучше пойти на групповой деловой тренинг. Здесь у вас будет возможность обменяться опытом с другими руководителями, подискутировать и поиграть в деловые игры. Эффект от таких занятий может быть даже выше, чем от индивидуального делового тренинга, ведь как известно в споре рождается истина.
Если же вы хотите организовать деловой тренинг для своих подчиненных, то в этом случае очень важно определить место занятий. Массовые групповые деловые тренинги лучше проводить в офисе. Там тренер сможет дать вашим сотрудникам практические навыки на конкретных примерах. Например, поможет квалифицированно ответить на деловое письмо или обратит внимание на то, что у сотрудника не практично расставлены вещи на рабочем столе. Но проводить деловые тренинги в офисе можно только при наличии просторного помещения. Если же у вас в офисе тесно и свободного помещения нет, то лучше отправиться в тренинговый центр, а не ютиться в тесноте. Во время делового тренинга все слушатели должны чувствовать себя комфортно, иначе они быстро устанут и просто не смогут сосредоточиться на обучении.