Главный бухгалтер переквалифицируется на парикмахера, топ-менеджер столичного мультибрэнда идет продавать восточные благоухания, а владелец успешной корпорации продает свой бизнес и едет жить в Индию… Эти люди идут на такие решительные шаги из-за того, что работа не приносит им удовлетворения, самореализации и личностного роста, а карьерные высоты не оправдывают их ожиданий.
На Западе работников, которые добровольно отказались от высоких должностей и доходов ради внутренней гармонии и самосовершенствования, называют дауншифтерами (англ. down — вниз, shіftіng — изменение). Такой шаг может сопровождаться переходом на более низкую должность, сменой профессии или же полным отказом от карьеры, переездом из мегаполиса в сельскую местность или другую страну.
Современные западные идеологи дауншифтинга формулируют задачу не как «отказ от карьеры», а как способ «жить проще, счастливее, в согласии с самим собой и с окружающей средой». На Западе дауншифтеры — это успешные и состоявшиеся люди, которым хватило мужества и силы воли пойти наперекор традиционным взглядам на карьеру и социальный успех. Это менеджеры среднего и высшего звена, капитал которых исчисляется по меньшей мере полумиллионом долларов. Им надоело быть винтиками в огромных и бездушных корпоративных машинах, поэтому они решили просто жить, стать наконец личностями, а не функциями в бизнес-процессах.
Дауншифтинг в отечественном варианте — это скорее отказ от профессии, которая приносит деньги (порой не такие уже и большие) и переход в другую. В постсоветских странах среди людей, готовых пойти на добровольное понижение должности или резкое изменение сферы работы, преобладают представители творческих и научных профессий. По разным оценкам около 10-15% из них ныне идут из бизнес-корпораций на вольные хлеба. В непростые 90-е годы они были вынуждены покинуть свою любимую работу и заняться бизнесом, коммерцией. Многие в этом преуспели. Однако никогда не было делом их жизни, а всего лишь вынужденным способом выживания в тяжелые годы экономического кризиса. И сегодня начинается обратный процесс «возвращения к истокам». Есть также и другой тип людей, которые, заработав себе на жизнь в больших компаниях, едут на несколько месяцев или даже лет в Европу или Индию. Им нужна всего лишь передышка — это временные дауншифтеры.
Но абсолютное большинство отечественных работников сегодня считает отказ от хорошей должности абсолютным нонсенсом. На фоне доминирующей массы трудоголиков и карьеристов пока еще немногие смельчаки готовы променять престиж и высокие заработки на свободу, душевное равновесие и другие нематериальные активы.
Игорь Молчанов