Сказать счастью «стоп» невозможно…
В середине прошлого века канадский ученый Джеймс Олдс провел любопытный эксперимент. Лабораторным крысам в зону мозга, отвечающую за бодрствование, были вживлены микроскопические электроды. Ученый пытался выяснить, будут ли крысы избегать того места, в котором они подверглись воздействию тока. Как и ожидалось, подопытные животные очень быстро расхотели заходить в угол клетки, где их каждый раз поджидал неприятный «сюрприз». И только одна крыса почему-то упорно возвращалась в это «проклятое» место, снова и снова получая разряд тока.
Возможно, Джеймс Олдс сначала подумал, что и среди крыс встречаются мазохисты. Однако последующее вскрытие мозга этого зверька показало, что электрод был вживлен с некоторым отклонением и таким образом раздражал другую зону — так называемый центр удовольствия. Стало быть, если воздействовать на эту область мозга, то можно заставить крысу делать что угодно?
Дальнейший опыт подтвердил предположение ученого. Электрод, вживленный в этот участок мозга, обрек крысу на «приятную» смерть. Получив бесконтрольный доступ к токопроводящему рычагу, крыса нажимала на него как сумасшедшая — до 1000 раз в час (почти каждые 3,5 секунды!), забыв про еду и про сон, не обращая внимания ни на детенышей, ни на сексуальных партнеров. После нескольких дней беспрерывного «кайфа» крыса умерла от истощения.
Возникает вопрос: а есть ли в человеческом мозге такая «кнопка счастья», нажимая на которую можно любого пессимиста или горемыку сделать счастливым человеком? Оказывается, есть. Она находится в области мозолистого тела, там, где пролегает «мост» между двумя полушариями. И при электрической стимуляции этого участка у человека возникает ощущение неземного блаженства…
Все дело в гормонах?
Казалось бы, наконец-то появилась реальная возможность осчастливить все человечество. Но давайте задумаемся: а что, если у человека, как и у крысы, не найдется сил вовремя остановиться и не утонуть в беспрерывном потоке удовольствия?
В ходе изучения человеческого «центра удовольствия», были получены новые интересные данные. Выяснилось, к примеру, что этот участок мозга переполнен дофамином — гормоном, дарящим человеку ощущение эйфории и счастья. Наряду с другими гормонами, ответственными за настроение (окситоцином, тирозином, норадреналином, мелатонином и другими), количество дофамина в «центре удовольствия» определяет, насколько счастливыми мы себя ощущаем. И если его не достаточно, человек любыми способами стремится его увеличить.
Способов много. Власть; любовь; секс; вкусная еда; чье-то внимание; признание (одобрение) наших заслуг, талантов или поведения; молитва; победа в игре, соревновании или лотерее; спорт; творчество; активный отдых или путешествие; любимое хобби; смех; танцы; пение; деньги; имущество; алкоголь; наркотики; прыжки с парашютом; быстрая езда на автомобиле… Словом — любая мысль, любое событие или поведение, вызывающее гормональный всплеск. И каждый выбирает свой способ получения недостающей ему порции дофамина.
Выходит, человеку совсем не обязательно сверлить дырочку в мозге и вживлять в него чип, чтобы почувствовать себя счастливым? Действительно, есть куда более безопасные и давно проверенные временем варианты достижения счастья. Однако, сколь надежны они?
Деньги — дело шестнадцатое…
Один из самых распространенных мифов звучит так: для счастья нужны деньги. Или, как пошутил однажды французский миллионер Поль Гетти, «счастье не в деньгах, а в их количестве». На самом деле не все так просто.
Если верить статистике, палаты психиатрических лечебниц США и Англии более чем наполовину (почти 60%) заполняют очень богатые люди (и лишь на 30% — самые бедные). Звезды моды, кино и музыки не вылезают из депрессии, регулярно употребляя сильные антидепрессанты, алкоголь или наркотики. Бизнесмены, сколотившие огромные капиталы, преждевременно умирают от рака и других болезней, вызванных избытком стресса и страха.
Несколько лет назад «Германское Общество рациональной психологии» провело опрос около 3000 немцев в возрасте до 65 лет с целью узнать, что делает их счастливыми. Выяснилось, что самыми важными по значимости источниками счастья для немцев являются: любящий, нежный партнер; счастливая семья; здоровые, счастливые дети; успех на работе; выполненная работа; здоровье; любимые увлечения. Деньги в этом списке заняли лишь шестнадцатое место.
Более масштабное исследование, проведенное американскими учеными, подтвердило результаты немецких коллег: богатство не является основополагающим условием счастья. И даже ответы ста самых богатых людей Америки практически совпали с характеристиками счастья средних американцев.
«Хочешь быть счастливым один день? Не ходи на работу»
Может, нам следует устремляться в погоню не за длинным рублем, а за чем-то более важным и значимым? Например, за какой-нибудь красивой мечтой или идеалом? Увы, но и эти «жар-птицы» — существа ненадежные. В одной притче рассказывается, как некий мужчина решил взять в жены идеальную женщину и, чтобы найти ее, пошел странствовать по свету. Через сорок лет он вернулся домой — один, без жены. И кто-то спросил его: «Ну что, ты встретил идеальную женщину?» — «Да, — вздохнул мужчина, — я ее встретил…» — «Так почему же ты вернулся один, а не вместе с ней?» — «Потому что она искала идеального мужчину…».
Может быть, нам следует быть проще и использовать «подручные» средства счастья, те, что рекомендуют психологи: общение с друзьями, детьми, природой и животными, пение, танцы, массаж, секс, смех, физические упражнения, хобби, путешествия… Наверное, это очень хорошие средства сделать нашу жизнь если не счастливой, то вполне сносной. Однако и здесь нет прочности. Сколько ни общайся с друзьями, они не будут всегда при нас. Сколько ни путешествуй — от себя не убежишь. Сколько ни вкушай самых изысканных блюд, сколько ни смейся, ни занимайся сексом — все это временные радости. Ведь нельзя же весь день и всю жизнь только этим и заниматься. Да и источники эти — не внутри нас, а снаружи, а значит, наше счастье всегда будет зависеть от внешних обстоятельств. «Тот несчастен, — утверждал Шопенгауэр, — кто ищет приключений, но не видит счастья дома, чей центр тяжести лежит в других, а не в себе самом».
Грузинская пословица поучает: «Хочешь быть счастливым один день? Не ходи на работу. Хочешь быть счастливым три дня? Заведи любовницу. Хочешь быть счастливым десять лет? Женись. Хочешь быть счастливым всю жизнь? Будь здоров!» Может быть, счастье дарует здоровье? Здоровье, конечно, важно. Но, как одной водой не будешь сыт, так и одним здоровьем не будешь счастлив. Здоровье, как воздух: когда оно есть, его не замечаешь, и потому не ценишь.
Так в чем же счастье?
Лучшее лекарство от нищеты
Если хорошенько перекопать литературу на тему счастья, можно обнаружить три действительно прочных условия счастья. Первое из них — это работа, целенаправленная и творческая работа.
«Тайна наших несчастий в том, — писал Бернард Шоу, — что у нас слишком много досуга для того, чтобы размышлять о том, счастливы мы или нет». «Найдите себе занятие по душе, — советовал Максим Горький, — и одним несчастным на земле станет меньше». Французский философ Вольтер утверждал: «Труд — самое лучшее лекарство от нищеты, разврата и дурного настроения».
Любимое дело перестает быть трудом и становится творчеством и даже — смыслом жизни. Блестяще эту мысль выразил Ницше, сказав: «Тот, кто знает, ЗАЧЕМ жить, может вынести любое КАК».
Во время второй мировой войны австрийский психиатр Виктор Франкл попал в концлагерь (Освенцим). К этому моменту его рукопись, посвященная поиску смысла жизни, была еще не закончена. Только страстное желание завершить книгу давало ему силы, чтобы выдержать ужасы лагерной жизни. Даже когда он заболел тифом, только необходимость постоянной записи на листках своих заметок помогла ему победить эту болезнь.
Современные психологи пришли к выводу, что мы наиболее счастливы тогда, когда стремимся к поставленной цели. Именно состояние стремления, или, проще говоря, каждодневная работа, приближающая нас к намеченной цели, — а вовсе не успешное завершение начатой работы! — дают нам наибольшую радость психологического вознаграждения. Ну а главным фактором, препятствующим счастью, ученые называют безделье. При этом, как выяснилось, совсем не важно, чем оно вызвано — ленью, болезнью, нищетой или, напротив, финансовым благополучием.
Чтобы мысли приносили радость, ими нужно управлять
Итак, первый шаг к счастью — любимая работа, имеющая значимую цель. Или, говоря по-другому, — значимая цель, которая придает смысл жизни и достигается при помощи любимой работы. Ну а какое второе условие счастья?
Есть такое китайское выражение: «Нужно большое сердце, и не надо большой комнаты». Не окружение, не вещи и не люди вокруг делают нас счастливыми, а наше отношение к ним. Дейл Карнеги сказал об этом так: «Мы счастливы или несчастливы не благодаря тому, что мы имеем, и не в связи с тем, кем являемся, где находимся или что делаем. Наше состояние определяется тем, что мы обо всем этом думаем». Об этом же твердят едва ли не все философы мира: «Наша жизнь такова, каковы наши мысли»!
Один из самых авторитетных психологов Америки Уильям Джеймс дает всем, кто считает себя несчастным, такой совет: «Многое из того, что мы называем несчастьем, только отражение субъективного восприятия человека. Как часто несчастье можно превратить в бодрящее, тонизирующее благо, изменив лишь внутреннюю установку человека, вытеснив страх и нацелив его на борьбу… Поскольку плохим или хорошим мы делаем мир в своих собственных мыслях, то вашей главной заботой должна быть направленность вашего мышления».
Вывод: наше счастье зависит от наших мыслей. И чем чаще мы заставляем себя концентрироваться на том положительном и позитивном, что есть в нашей жизни, тем она счастливее.
Секрет из двух слов
И, наконец, самый важный и наиболее прочный секрет счастья. Его можно формулировать разными словами, но лично мне из всех нравятся два: любовь и благодарность. Быть благодарным — значит, позволить любви, заполняющей наше сердце, изливаться свободно и широко. И если не на всех подряд, то, для начала, хотя бы на тех, кого мы действительно любим и кем дорожим.
Этот удивительный факт обнаружил и обнародовал один американский журналист, долгое время изучавший жизнь американских тюрем. Оказывается, очень часто преступники, приговоренные к высшей мере наказания, в последние несколько часов (или дней) перед казнью ведут себя довольно странным образом. Словно испытав прозрение, «без пяти минут мертвецы» вдруг начинают говорить… о любви. Они со слезами умиления (а не страха!) на глазах признаются в любви ко всему и ко всем. И к тем, кто стал их жертвой, и к тем, кто приговорил их к смерти. И даже к тем, кто вонзит им в вену шприц с ядом или пропустит через их тело смертельный разряд тока. А в последние секунды жизни они пытаются сказать «спасибо» всем, кто по долгу службы вынужден был стать их палачом или свидетелем казни.
Представьте на миг, что через год, или месяц, или несколько дней вас не станет (например, врачи поставят вам смертельный диагноз). Будете ли вы и дальше продолжать жить так, как живете сейчас? Изменятся ли ваши ценности, ваше отношение к близким, друзьям, врагам и миру вообще? К счастью, большинство из нас не знает дату своего ухода, все рассчитывают, что это «конечно, случится когда-нибудь, но не завтра же!» А вдруг — завтра? И если вы будете знать это наверняка, то вряд ли станете тратить оставшееся время на болтовню и пустые развлечения, на ссоры и критику.
Александр Солженицын в одном из интервью рассказал, что, по его мнению, придает жизни смысл и делает ее счастливой. «Самое главное в жизни, все загадки ее — хотите, я высыплю вам сейчас? Не гонитесь за призрачным — за имуществом, за званиями: это наживается нервами десятилетий, а конфискуется в одну ночь. Живите с ровным превосходством над жизнью — не пугайтесь беды и не томитесь по счастью. Все равно ведь и горького не до веку и сладкого не дополна. Довольно с вас, если вы не замерзаете, и если жажда и голод не рвут вам когтями внутренностей.
Если у вас не перешиблен хребет, ходят обе ноги, сгибаются обе руки, видят оба глаза и слышат оба уха — кому вам еще завидовать? Зачем? Зависть к другим больше всего съедает нас же. Протрите глаза, омойте сердце и выше всего оцените тех, кто любит вас, и кто к вам расположен. Не обижайте их, не браните. Ни с кем из них не расставайтесь в ссоре. Ведь вы же не знаете, может быть, это ваш последний поступок и таким вы останетесь в их памяти«.
«Carpe diem!..»
Американская пословица гласит: «Через год никто не вспомнит, какие джинсы ты носил, но все будут помнить, каким ты был человеком». «Memento mori» — помни о смерти! — призывают нас древние мудрецы. Глядя на нас сверху вниз чернеющими глазницами мраморных скульптур, они как будто шепчут нам: «Carpe diem!.. Carpe diem!.. Carpe diem!..» — «Срывай день!» То есть, лови момент, торопись жить, а не существовать: дерзай, твори, люби, смейся и плачь, проигрывай и побеждай! И не завтра, а сегодня! Сейчас! Сию минуту!
В книге «Всемирные законы жизни» американского философа и проповедника Джона Темплтона можно отыскать такую историю. «Как-то дождливым днем добрый старый джентльмен заметил мальчика, продавца газет, который ежился в дверном проеме, пытаясь защитить свой товар от сырости. Покупая у парнишки газету, джентльмен сказал: „Мальчик мой, тебе, похоже, очень холодно здесь стоять“. Мальчик поднял голову и с улыбкой ответил: „Было холодно, сэр, пока вы не подошли“…»
«Делясь собой, своим временем и силами, — отмечает Темплтон, — мы очень часто даем другим самое важное и прекрасное, что у нас есть. Каждый раз, когда вам предоставляется возможность дать что-то другим, принимайте эту возможность с распростертыми объятиями! Может быть, это небо призывает вас исполнить ваше высочайшее предназначение. И отношение того, кто дает, может оказаться важнее самого дара».
Когда-нибудь вы оставите ваших любимых и все то, что вы любите — работу и дом, детей и внуков, жену или мужа, друзей и верного пса, ворчливого начальника и добрую соседку-старушку, что живет напротив… Все они — часть нашей жизни. И если мы благодарим Бога за нашу жизнь, то значит, мы должны быть благодарны и за все, что он нам посылает: и боль, и радость, и удачи, и поражения. Именно из этого и состоит настоящая жизнь. Как сказал Иво Андрич, «что не болит — не жизнь, что не проходит — не счастье».
За счастьем не надо гоняться…
Так много ли человеку для счастья надо? Иногда — не хватит и целого мира, а порою — довольно и самой ничтожной малости. Кто-то пошутил, сказав: «О правде достоверно известно лишь то, что в ногах ее нет». Что-то похожее позволительно сказать и о счастье: «Единственное, что можно утверждать о счастье с полной уверенностью, так это то, что оно не спускается с неба в корзинке».
Не будем горевать о том, счастливы мы или нет. Счастье — не цель, а только побочный продукт наших позитивных мыслей, целеустремленного труда и правильного отношения — к себе и миру. «Счастье — писал Виктор Франкл, — подобно бабочке. Чем больше ловишь его, тем больше оно ускользает. Но если вы перенесете свое внимание на другие вещи, оно придет и тихонько сядет вам на плечо».
В одной притче рассказывается о том, как однажды старый пес повстречал на дороге молодого пса, еще совсем щенка. Щенок, как бешеный, гонялся за своим хвостом, пытаясь схватить его зубами. «Зачем ты это делаешь?» — спросил старый пес. «Как зачем? — ответил молодой. — Я прочел много книг и узнал из них, что собачье счастье заключено в хвосте. Поэтому я и гоняюсь за ним, чтобы стать счастливым». «Сынок, — сказал старый пес, — я не прочел ни одной книги за свою жизнь, но и мой опыт убедил меня, что счастье собаки — в ее хвосте. Однако вот что я заметил: куда бы я ни пошел и что бы я ни делал, мой хвост всегда следует за мной. И мне не нужно за ним гоняться».
…В старой английской молитве есть такие слова:
Дай нам, Бог, немного солнца,
Немного работы и немного развлечений.
Дай нам заработанный в борьбе
Наш ежедневный черный хлеб и немного масла.
Дай нам здоровья и пощады.
Дай нам также немного песен, и сказку, и книгу.
Дай нам, Бог, возможность стать лучше для себя и для других,
Пока все люди не научатся жить, как братья.
Наверное, это и есть все, что человеку надо для счастья.
Казакевич А.