Заказать звонок

7 принципов конструктивной критики

Ничего люди не принимают с таким отвращением, как советы.
Д. Аддисон

Увы, в большинстве случаев это так. Но почему? Да потому что большей частью советы превращаются в достаточно злую критику, когда один человек пытается самоутвердиться за счет другого.

Как же сделать так, чтобы к вашим советам прислушивались? Как критиковать конструктивно? Так, чтобы сохранить дружеские отношения с другим человеком, не понизить его самооценку, и при этом, скорректировать его поведение? Попробуйте примерить на себе следующие принципы конструктивной критики.

Создайте атмосферу доверия

Не торопитесь сразу предлагать свой совет другому человеку. Сначала настройтесь с ним на одну волну, чтобы он начал видеть в вас друга, желающего помочь. Поговорите с ним на нейтральные темы, в которых вы друг друга понимаете. И только после того как человек перестанет защищаться и станет более открыт к тому, что вы хотите сказать – переходите к следующему шагу.

Сам-то как думаешь?

Почему-то люди с большим удовольствием принимают советы от себя, а не от других. И следуют своим советам с большим удовольствием. А раз так, то первым делом попросите, чтобы человек сам себе надавал советов. И, скорее всего, половину из того, что вы хотели посоветовать, человек скажет себе сам. А так как совет из его собственных уст более эффективен, чем совет из ваших уст – то такой способ подачи совета можно считать более мудрым.

Похвалите

Даже если вы видите кучу недостатков в работе другого человека, в первую очередь найдите то, что вам понравилось, и похвалите человека за это: «Слушай, то, что у тебя действительно отлично получилось, так это…». То, что вы заметили удачные моменты в работе другого человека, дает ему понять, что вы достаточно объективный судья (т.е. умеете видеть как плюсы, так и минусы). А раз так, то вам можно доверять и тогда, когда вы будете говорить о недостатках.

Что улучшить

Оформляйте свои советы в виде «Что улучшить…». Т.е. вместо фразы: «Дизайн сайта у тебя хреновый», используйте более мягкое выражение — «Дизайн сайта можно улучшить». Такая формулировка во-первых и приятнее на слух, а во-вторых с ней сложно поспорить, ибо даже хорошую вещь всегда можно сделать чуть-чуть лучше. Поэтому человек здесь обычно проглатывает и соглашается, что «есть еще куда расти» и «нет предела совершенству».

Будьте конкретны

Ваш совет должен быть таким, чтобы его можно было повторить. Т.е. должен быть предельно конкретным. Если вы говорите человеку: «Будь увереннее» — то ему непонятно, чего от него хотят. Ибо слово «увереннее» — очень расплывчато. Если вы говорите: «Распрями плечи, подбородок на 2 см вверх, дыхание глубокое, низом живота, руки спокойно висят…» — то это уже четкое и понятное описание того, что нужно сделать.

Точно так же после фразы «Нужно улучшить цветовую гамму сайта», человек вряд ли поймет чего вы от него хотите. Добавляйте больше конкретики!

Критикуйте поведение, а не человека

«Да… Дизайнер из тебя никудышный» — этой фразой вы наезжаете на личность. А это обидно… А раз обидно, то не ждите от человека горячего желания последовать вашему совету.

Вместо этого говорите только на уровне поведения: «Здесь пропорции не соблюдены, здесь цвета не очень точно подобранны…» Таким образом, вы как бы говорите, что «Дизайнер-то ты хороший, только вот ошибки бывают у всех… давай их искать и исправлять…»

Подведите итоги

«Что ты взял из нашего разговора? Чем он для тебя был полезен? Что, как и когда ты будешь делать, чтобы улучшить то, о чем мы говорили?» Задав этот вопрос в конце беседы, вы поймете, какая часть ваших слов, ваших советов, дошла до другого человека — а какая потерялась по пути.

Если в ответ «ни бе, ни ме», то где в вашем общении произошел сбой, и нужно возвращаться на предыдущие этапы. Если человек четко фиксирует, какие ваши советы он для себя взял, и то, как и когда он будет их воплощать – то ОК! Можете себя поздравить! Ваши советы дошли до адресата!

Ну и в конце – нужна какая-то мораль. Например, следующая: Не верьте на слово, тому, что здесь написано! Не поленитесь проверить эти 7 принципов в своей реальной жизни! Оставьте их в своей копилке психологических приемов! Ведь главное — не знать! Главное уметь!

Чего всем вам и желаем.

Ближайшие тренинги
Вступительные видеоуроки к тренингу Евгения Яковлева по развитию уверенности
Тренинги
Запись вебинара для мужчин
«Яркие отношения с женщиной. Как их создать и поддерживать.»
Тренинги
Видео «Эмпатия и эмоциональное влияние»
Тренинги
Видеозапись вебинара Евгения Яковлева (от 1 апреля 2019 г.)
Тренинги
ВЕБИНАРЫ+ИНТЕНСИВЫ СИНТОНА
Тренинги
Запись вебинара Евгения Яковлева
«Как уверенно пройти собеседование»
Тренинги
Запись вебинара Н.И.Козлова
«Психология успеха»
Тренинги
Видеозапись вебинара Евгения Яковлева (от 29 октября 2019 г.)
Тренинги
Автокурс
«Консультант, коуч, онлайн-тренер XXI века: введение в профессию»
Тренинги
Запись мастер-класса
«Манипулятивное Влияние и Защита»
Тренинги
Запись вебинара
«Как правильно отказывать:
3 способа сказать НЕТ,
сохранив хорошие отношения»
Тренинги
Запись вебинара для мужчин
«Место женщины в жизни мужчины»
Тренинги