Заказать звонок

Советы начинающему оратору

Автор: Антон Безмолитвенный

Чем успешное, содержательное выступление, надолго остающееся в памяти людей, отличается от неуспешного и блеклого? Которое забывается через 2 минуты после окончания?

Первый ответ, который обычно приходит в голову,— эмоциональностью. И это правильно. Яркие, эмоциональные фразы и жесты, безусловно, привлекают внимание и создают антураж. Однако часто оставляют ощущение «пустышки» — много шуму из ничего. Это скорее шоу — развлекательное выступление. Не содержательное. Оратор, злоупотребляющий броскостью в ущерб содержанию, будет восприниматься как массовик-затейник, отнюдь не как серьезная фигура.

Значит, эмоциональную яркость необходимо дополнить простроенным смыслом. Только тогда выступление окажет настоящее воздействие: и на уровне сознания, и на бессознательном уровне.

Но как это сделать? Как грамотно структурировать свое выступление?

В чем проблема…

Предположим, сам оратор хорошо разбирается в излагаемом вопросе (что бывает не всегда). И даже искренне хочет, чтобы аудитория так же хорошо в нем разбиралась (что бывает еще реже). Гарантирует ли это четкое, ясное, сильное и структурированное выступление? К сожалению, нет.

Проблема структурирования выступления заключается в том, что в сознании оратора содержится целостный, трехмерный, нелинейный смысловой образ, и нужно как-то подредактировать его, чтобы передать, вложить в головы аудитории. Давайте подробнее с этим разберемся.

Кто из нас думает только словами? Только по-честному? Полагаю, почти никто. Вспомните, как вы провели это лето? Когда вы думаете об этом, в сознании возникают образы (картинки, фильмы, с трудом поддающиеся описанию «свернутые» смыслы), а не слова — я прав? 

Действительно, думать словами — долго, сложно и непродуктивно. Визуальные образы или чистые, «свернутые» смыслы — гораздо быстрее, надежнее и результативнее. Вот и ораторы (как правило, люди неглупые) предпочитают эти эффективные способы мышления. Но другим людям в рамках публичного выступления содержание приходится передавать в словах!

Значит, надо выстроить сложное, комплексное, целостное понимание (имеющееся в голове оратора) в единую линейную последовательность слов. Ведь речь — линейный процесс. За одно мгновение мы можем высказать только одно слово.

В этом и заключается задача, стоящая перед оратором в процессе публичного выступления: «размотать» свернутый клубок мыслеформ как нитку, сделав для аудитории простым и доступным поэтапное осмысление темы.

Проблема достаточно велика и обширна, поэтому давайте разобьем ее на части и сегодня рассмотрим первые шаги — как структурировать вступление своей речи.

Для этого есть несколько стратегий:

1. Модель «от частного к общему»
При данном подходе во введении оратор сразу начинает разговор с частностей и конкретных примеров. И уже затем переходит к общему осмыслению и объяснению.

Пример: в 1970 годов в исследовательском комплексе DARPA (Министерство обороны США) был введен в эксплуатацию использующийся и поныне принцип четырехуровнего разбиения.

Он порождает массу проблем, поэтому надо разобраться с каждой из них отдельно.

В особенности является проблемным транспортный уровень (transport layer).

Вот например, когда я работал директором по IT в одной крупной российской компании, у нас был курьезный случай…

Как видим, для неподготовленного слушателя все предельно сложно и запутанно. Если вы не программист и не специалист в области IT, вряд ли вам будет просто во всем разобраться.

Вердикт: модель подходит для смешанной аудитории, в которой большая часть людей знакома с темой. По мере разворачивания сюжета оратор реагирует на вопросы аудитории и поясняет «темные» места и позабытые некоторой частью аудитории или же оставшиеся непонятыми положения.

Модель практически неприменима для аудитории, в которой большая часть незнакома/слабо знакома с темой. Рекомендуется для многократных (лекционных, семинарных) выступлений, чтобы не начинать каждое занятие заново.

2. Модель «от общего к частному»
При использовании этой модели оратор начинает с общих положений, описывая ситуацию в нескольких словах, а затем переходит к детальному разговору по отдельным темам.

Принцип напоминает Google Maps: сначала мы видим весь земной шар издали, затем детализируем (приближаем) отдельный его сегмент и видим страну, затем детализируем часть страны и видим город, затем детализируем город и видим улицу с конкретным домом. После этого мы можем быть уверены, что говорим с аудиторией на одном языке и имеем в виду один и тот же дом. А значит — можно смело прокладывать совместный маршрут и отправляться в увлекательное путешествие 

Пример: Тренинги бывают разные. Принято подразделять их на открытые и корпоративные в зависимости от метода набора группы. На открытые тренинги приходят обычные люди, увидев объявление или рекламу; на корпоративные — собираются сотрудники определенной компании.

Открытые тренинги подразделяются в свою очередь на психотерапевтические (где стоит задача разобраться с психологическими проблемами людей и «подтянуть» их до приемлемого, нейтрального уровня) и тренинги личностного роста (на которых работают с целями и дальнейшим развитием достаточно благополучных в психологическом отношении людей, желающих большего).

Сегодня мы поговорим о тренингах личностного роста и об их разновидностях.

Вердикт: модель подходит для любых типов аудитории. Особенно рекомендована в случаях, когда оратор впервые видит аудиторию или большая часть аудитории незнакома с темой.

Пользуясь этой моделью, оратор последовательно разматывает весь клубок мыслей и делает их полностью доступными пониманию аудитории.

Для того чтобы данная модель встроилась в жизнь, была отработана до автоматизма, надо практиковаться. Сделать это можно на наших тренингах по риторике и ораторскому мастерству.

О следующих шагах подготовки публичного выступления (как грамотно преподнести и аргументировать свои тезисы, как привлекать и удерживать внимание аудитории, как грамотно завершить выступление) читайте в следующих моих статьях.

Ближайшие тренинги
Запись вебинара
«5 быстрых способов
сохранить спокойствие
в конфликтных ситуациях»
Тренинги
Видео «3 способа избежать эмоционального выгорания в работе с людьми»
Тренинги
Запись вебинара для мужчин
«Как мужчине обеспечить семью всем необходимым»
Тренинги
Видео «Карьерная пирамида. 4 пути наверх.»
Тренинги
Запись вебинара Н.И.Козлова
«Психология успеха»
Тренинги
Видеозапись вебинара Евгения Яковлева (от 29 октября 2019 г.)
Тренинги
Запись вебинара
«Убедить за 90 секунд»
Тренинги
Запись вебинара для мужчин
«Женщина-вампир. Как не давать кататься на своей шее»
Тренинги
Прямо сейчас
в «Синтоне»
идет конкурс!
Тренинги
Материалы УПП
для достижения целей!

(БОЛЬШАЯ ПОДБОРКА)
Тренинги
Запись вебинара
«Разговор, который влюбляет»
Тренинги
Запись вебинара для мужчин
«Место женщины в жизни мужчины»
Тренинги