Заказать звонок
Акселерация

Акселерация (от лат. aссеleratio — ускорение) — наблюдающееся за последние 150 лет ускорение физического развитие детей, включающее различные анатомические и физиологические проявления, проявляющееся в увеличении их веса и размеров тела, а также в более ранних сроках полового созревания.

Акселерация — явление ускорения физического развития детей и подростков в современных условиях. Данные сравнительных исследований в разных странах свидетельствуют о значительных сдвигах в структуре физического развития детей и подростков в сравнении с ранее жившими сверстниками.

Статистически достоверно установлено, что за последнее столетие рост детей при рождении стал в среднем больше на 0,5-1 см, а вес — на 100-300 г; у детей 5-7 лет длина тела каждые 10 лет увеличивалась в среднем на 1,5 см, а вес — на 0,5 кг; у детей школьного возраста длина тела возросла на 10-15 см. Половое созревание наступает раньше в среднем на 1-2 года. Считается, что акселерация обусловлена влиянием как биологических так и социальных факторов, в частности более интенсивным информационным воздействием.

Акселерация общесоматического развития детей объясняется разными причинами: изменившаяся структура питания, улучшение гигиенических условий, увеличившийся поток информации, социокультурные факторы и т. д. Акселерация физического развития влияет на изменение темпов и характера полового созревания. Становление психических свойств при акселерации также происходит неравномерно. В психологическом плане при акселерации подростки начинают осознавать свои возможности и задатки, что в свою очередь вызывает появление интереса к смыслу жизни, к проблеме выбора рода занятий или работы, своего места в семье и в обществе. В общем, происходит полная переоценка ценностей, психологическая возбудимость и нервозность повышены, наблюдается т. н. «максимализм».

Акселерация при сохранении традиционно сложившихся условий воспитания и норм поведения подростков в отдельных случаях становится источником возникновение смысловых барьеров, конфликтов, аффективных форм поведения.